Что такое образовательные маршруты и почему они так востребованы в образовательной среде?

Основная цель маршрутов – это знакомство с лучшими практиками системы образования в области технологий и информационных систем (EdTech), инноваций, педагогического мастерства, высокого уровня менеджмента.

Содержание маршрутов обычно предполагает посещение специально отобранных образовательных организаций или инфраструктурных проектов в области образования, по заранее составленной программе с учетом запросов заказчика.

Какое-то время назад в рамках образовательных визитов мой учебный центр посещали делегации педагогов из Эстонии, представителей Швейцарской ассоциации образования взрослых и один из ее членов - компания "Dr. Nadig + Partner AG (Outplacement-consulting)", а также создатели белорусского учебного центра "Открытое пространство" (г. Молодечно).
В рамках этих визитов я подробно рассказывала о деятельности центра, внутренней "кухне", проводила экскурсии по учебным аудиториям и администрации, сама знакомилась с опытом коллег, делала себе пометки, что я могла бы внедрить также в моем бизнесе, чтобы сделать его более эффективным. Так как коллеги делились практическими наработками, которые уже апробировали на своем опыте. И это все было очень интересно обеим сторонам визита. Потому что слушали практиков и из"первых уст", смотрели глазами, как все устроено изнутри. Такую информацию сложно добыть в интернете, услышать на конференции или семинаре. Она в своем роде уникальна для тех, кто ставит определенные цели таких визитов.

Участниками маршрутов могут быть:
1.педагогоги/андрогоги/тренеры, т.е. те, кто непосредственно осуществляют образовательный процесс;
2.методисты/методологи/ педагогические дизайнеры, архитекторы образовательного опыта, т.е. те, кто организуют образовательный процесс;
3.администраторы/менеджеры образования разного уровня, т.е. те, кто управляют и администрируют основные бизнес-процессы образовательных организаций;
4.собственники и руководители, т.е. те, кто руководят и определяют стратегию развития образовательных организаций.
В зависимости от того, кто является участником маршрута, разрабатывается отдельная программа. Смешивание в одном маршруте разных участников образовательного процесса не рекомендуется.

Как разрабатывается программа маршрута:
Тематика, участники и программа определяются руководством организации совместно с организатором маршрута (консультантом или организацией, предоставляющей подобного рода услуги). Руководитель организации предварительно описывает текущую ситуацию в организации, проблему/потребность, почему и для кого необходимо проведение маршрута, предыдущий опыт участия в таких турах, пожелания по конкретным образовательным организациям в составе маршрута (если есть). И главное – результаты, которые необходимо достичь. Именно от этого будет строиться и сама программа, и ее конкретное наполнение (действия/мероприятия в конкретных образовательных организациях).
По итогам встречи составляется техническое задание. Желательно дополнительное исследование запросов самих участников (краткое анкетирование, несколько глубинных интервью), чтобы максимально объективно оценить проблему/потребность маршрута и правильно составить подробную программу. Так как понимание проблемы/потребности и вариантов ее решения у руководства организации и ее сотрудников могут немного отличаться.

Что включается в программу для разных видов участников маршрута:
Как уже указано выше, для каждого индивидуального заказчика программа маршрута будет уникальной. Однако, чтобы повысить уровень нетворкинга и удешевить стоимость участия для каждого участника, разрабатываются сборные маршруты, где программа для всех одинаковая.
Что чаще всего включается в программу для педагогогов/андрогогов/тренеров:
1. способы мотивации учащихся, повышения интереса к процессу обучения и его результатам, процедуре тестирования и оценивания знаний;
2. эффективные примеры коммуникации между педагогами, учащимися и родителями;
3. создание современных и интересных для учащихся учебных материалов;
4. методики повышения педагогического мастерства, развитие личного бренда педагога и образа «лидера мнений» для учащихся;
5. создание комфортной образовательной среды, снижение негативных примеров коммуникации между учащимися.

Что чаще всего включается в программу для методистов/методологов/ педагогических дизайнеров, архитекторов образовательного опыта:
1.разработка и проектирование учебных программ, которые максимально повышают результативность обучения через внимание, вовлеченность, мотивацию (педагогический дизайн);
2.новейшие методики и технологии обучения, которые доказали свою эффективность, внедрение проектного подхода и онлайн-форматов;
3.эффективное планирование и координация работы педагогического состава, организация востребованной самими педагогами системы повышения квалификации, развития soft skills, закупки литературы, участия в профессиональных мероприятиях сферы;
4.повышение практикориентированности обучения: внедрение в образовательный процесс методик, технологий, способов оценивания и контроля знаний и навыков на практике, составление карты компетенций, принципа complex learning;
5.метрики и показатели диагностики образовательного процесса, оценки его эффективности и результативности, вовлеченности учащихся в процесс обучения, формирования индивидуальных образовательных траекторий и положительного образовательного опыта.

Что чаще всего включается в программу для администраторов/менеджеров образования разного уровня:
1.эффективная система бизнес-процессов, матрица ответственности и оргструктура, позволяющие обеспечить для учащихся положительный образовательный опыт, высокое качество и результативность обучения, а также комфортную образовательную среду для педагогов;
2.разработка политики, внутренних корпоративных принципов и стандартов образовательного заведения для формирования комфортной образовательной среды для всех ее участников;
3.создание и развитие стабильного и высокопрофессионального педагогического коллектива, варианты снижения внепедагогической нагрузки;
4.организация внутренней коммуникации сотрудников образовательной организации (онлайн, оффлайн), корпоративные мероприятия;
5.контроль и оценка реализации всех бизнес-процессов, их реинжиниринг на основании анализа обратной связи от всех участников образовательного процесса.

Что чаще всего включается в программу для собственников и руководителей разного уровня:
1.повышение конкурентоспособности на рынке образовательных услуг, варианты позиционирования и стратегического развития, разработка эффективной маркетинговой и коммуникационной стратегии;
2.развитие материально-технической базы и других ресурсов образовательной организации;
3.внедрение автоматизированных систем управления, CRM, новейших инновационных технологий и методик в образовательный процесс (геймификация, AR/VR, ИИ, Agile и Scrum, STEAM -технологии, мобильные приложения, чат-боты и т.д.);
4.развитие внебюджетной деятельности, экспорта образовательных услуг, онлайн-платформ для обучения;
5.развитие центров карьеры, трудоустройства, стажировок и партнерства с работодателями.

Как формируется стоимость образовательного маршрута?
Основные ресурсы и трудозатраты организатора в создании образовательных маршрутов – это, конечно, поиск и достижение договоренности с необходимыми для программы образовательными организациями. Правильный подбор конкретных «точек» маршрута и их мотивация для того, чтобы они были готовы делиться своими практиками и продуктами – ключевые факторы успеха и результата. Здесь очень важен уровень консультанта или организации, которые создают маршрут, их экспертность на рынке образования, наличие широких социальных связей и репутация в профессиональной среде.
Также в затраты на создание маршрута включаются транспортные и коммуникационные расходы, питание участников, проживание и культурно-туристическая программа (если требуется со стороны заказчика).
Минимальная стоимость за одного участника маршрута в сборной группе может начинаться от 100Br, в индивидуальном варианте – от 250Br.
Почему образовательные маршруты так востребованы в образовательной среде?
Участие в образовательном маршруте – это возможность изнутри посмотреть и проанализировать работу коллег и конкурентов. Конечно, часть подобной информации можно получить из открытых источников (сайты организаций, форумы и отзывы учащихся и преподавательского состава, анализ доступных документов и т.д.), но эта часть будет 1.очень незначительной для полного понимания всех особенностей развития организации и ее образовательных продуктов/практик 2.источники информации могут быть ненадежными и должны подвергаться дополнительной проверке и валидации.
В рамках маршрута можно в максимально короткие сроки и за оптимальную стоимость получить информацию от лучших представителей отрасли, лично посетить их образовательные пространства, задать вопросы коллегам или даже поучаствовать в их учебном процессе.
А также, что немаловажно, наладить эффективное сотрудничество по обмену опытом и инновациями.
По итогу маршрута выдаются сертификаты, что станет приятным дополнением к портфолио как организации, так и отдельных участников.
Читайте больше полезных материалов об образовании в Блоге EduExpert

Блог EduExpert

Все самое интересное об образовании: события, интервью, опыт, обучение
Подпишитесь, чтобы получать первыми

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
16 АВГУСТА/ 2022

Как принять участие в образовательном маршруте?
Узнать подробнее об индивидуальных и сборных маршрутах по Беларуси можно на бесплатной консультации в EduExpert:


E-mail: slimolgav@gmail.com
Телефон: +375447610788 (Viber, Telegram, WhatsApp)
САЙТ http://eduexpert.by
Made on
Tilda