Интервью создателя проекта EduExpert Ольги Слим

Об EduExpert, образовании будущего, EdTech в Беларуси и победит ли онлайн в обучении

Интервью провел создатель проекта EdTech Belarus

Евгений Пугач

КАК ПОПАЛА В СФЕРУ ОБРАЗОВАНИЯ
-Ты получила образование в сферах маркетинга и социологии, что дает очень широкий спектр профессиональных возможностей. Как возникло желание работать именно в сфере образования?
Открыть бизнес в сфере образования предложил коллега по работе. До этого я работала только в найме, и, конечно, это предложение для меня было очень рискованным. Но после тщательного обдумывания я приняла положительное решение, решила, что нужно попробовать. Тем более, что партнером был человек, которому я доверяла, и он был более опытный в этой сфере. И до вступления в партнерство я хорошо проанализировала рынок с маркетинговой точки зрения, видела его перспективность и какие результаты он приносит обществу.
По мере того, как развивался бизнес, я все больше погружалась в эту сферу, получала обратную связь от клиентов, видела, какие изменения происходят в их жизни после получения образования, все больше понимала, какую роль образование играет в жизни каждого человека. И это, конечно, очень вдохновляло.
Кроме бизнеса активно участвовала в работе Ассоциации дополнительного образования и просвещения, где часто сотрудничала с некоммерческими организациями. Результаты их проектов еще больше вдохновляли на работу в данной сфере. А также за время опыта в данной бизнесе увидела некоторые недостатки в нормативно-правовой базе, формальном образовании, которые хотелось поменять, чтобы улучшить качество образования в целом.
А также очень хотелось продвигать результаты и опыт неформального образования на государственном уровне и среди населения.
А мое образование в маркетинге и социологии очень помогли мне как в развитии своего бизнеса, так и в продвижении принципов обучения на протяжении всей жизни. А также пригодилась моя диссертация, где я анализировала рынок труда, влияние профориентации и модели выбора профессии на успешность в дальнейшей трудовой деятельности и карьере. А также ограничения женщин для более активного включения в профессиональную жизнь и построение карьеры.
О ПРОЕКТЕ EDUEXPERT
-Как появился проект EduExpert? Как происходит его развитие сегодня? Какие есть планы и мечты на будущее?
Этот проект - логичное продолжение всего моего накопленного опыта в сфере образования, маркетинга и исследований, желанием сосредоточиться на том, чтобы делиться этим опытом, успехами и ошибками, помогать изучать образование и его лучшие практики, продвигать результаты образования, повышать эффективность работы других образовательных организаций или помогать тем, кто только начинает свой путь в этой сфере.
Во время ведения своего бизнеса ко мне периодически обращались различные государственные, некоммерческие и международные организации для реализации определенных проектов с учетом моей комплексной экспертности и в сфере образования, и в сфере маркетинга и исследований. Однако я не всегда имела временную возможность принимать в них участие. И приходилось отказываться от очень интересных проектов, которые помогали развиваться всей сфере образования и приносили потрясающие результаты. И это очень расстраивало меня.
Сейчас моя основная задача – максимально широко донести важность и полезность моих услуг для всех секторов рынка образования. Это будет происходить и за счет личного бренда, и через контент и перфоманс маркетинг, и через бесплатные инструменты диагностики и повышения эффективности работы образовательных организаций, которые будут получать все подписчики из базы контактов. Планируются также информационные встречи и практикориентированные вебинары с коллегами, которые готовы делиться полезной информацией для начинающих специалистов и менеджеров сферы образования.
Конечно, не скрою, для меня очень важно в будущем принимать участие в крупнейших проектах в сфере образования в Беларуси, быть тем участником, без экспертности которого сложно обойтись и получить необходимые результаты. Я, в свою очередь, тоже планирую постоянно развиваться, понимая, что сфера образования сейчас сильно меняется, как со стороны роли учителя/преподавателя, так и с точки зрения образовательного опыта обучающихся, а также внедрения технологий в образовательный процесс (сфера EdTech). Отдельный вопрос – это развитие корпоративного сегмента (обучение внутри компании, внедрение дистанционных и цифровых технологий).

В планах – организация конференции национального уровня по развитию онлайн-образования и внедрению новых технологий, которые существенно меняют образовательный опыт обучающихся, причем на всех его уровнях. А также развитию EdTech стартап движения в Беларуси. Хочется привезти в Беларусь лидеров современного образования ближнего зарубежья в различных сегментах. В том числе тех, кто уже работает на белорусском рынке или даже открывает свои представительства.


-С каким запросом чаще всего обращаются клиенты? Какой экспертизы чаще всего не хватает беларуским образовательным организациям?

Чаще всего это запросы, связанные с маркетингом и рекламой, продажами и обучением собственных сотрудников для повышения эффективности работы образовательных организаций. А также с развитием новых перспективных направлений или созданием новых образовательных продуктов. С некоторыми организациями изначально анализируется и уточняется стратегия, а также производится анализ эффективности текущей бизнес-модели. Нельзя создать что-то новое или описывать систему каналов коммуникации, если у организации нет четкого видения, позиционирования в целом на образовательном рынке. И здесь, конечно, очень важна позиция руководителя.
-Кто обращается чаще: государственные или частные организации? Отличаются ли их запросы?
Среди клиентов проекта есть представители всех сегментов рынка. Но, конечно, их запросы во многом отличаются.
В государственных организациях очень важен запрос на стратегический и операционный маркетинг, построение системы продаж и каналов продвижения для развития платных услуг, автоматизацию бизнес-процессов, а также образовательные маршруты для обмена опытом.
В частных компаниях есть запрос на комплексное повышение эффективности всех частей бизнеса (управления, маркетинга, продаж, персонала и оргструктуры, финансов), построение инфраструктуры маркетинговой аналитики и метрик, управление performance-маркетингом и PR-активностями, улучшение воронки продаж.
Для международных компаний важно заранее проанализировать перспективность и специфику рынка Беларуси, нормативно-законодательную базу для успешного запуска своих продуктов и услуг или же провести исследование в рамках международных проектов.
Корпоративные клиенты чаще всего нуждаются в запуске или совершенствовании системы дистанционного обучения сотрудников. Общественные организации обращаются для разработки востребованных сообществом обучающих мероприятий, повышением эффективности взаимодействия с местными органами власти.
ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ БИЗНЕСЕ
-На что, по твоему мнению, надо в первую очередь обратить внимание тем, кто планирует открытие собственного образовательного бизнеса?
1.помнить, что образование – это вид социального бизнеса, основной целью которого является не сам процесс обучения, а те результаты и изменения людей, которые он вызывает. От этого во многом зависит и содержание, и используемые технологии обучения, и подбор тех, кто это обучение проводит.
2.хорошо знать все текущие требования к проектированию и реализации образовательных продуктов и услуг, новые технологии и методики.
3.параллельно с очными занятиями сразу открывать онлайн-направление. И наоборот.
4.разрабатывать все образовательные продукты только с учетом потребностей целевой аудитории и постоянно их изучать для актуализации продукта.
5.помнить, что образовательный бизнес – это тоже бизнес, поэтому изначально правильно строить всю его систему как единое целое (менеджмент, маркетинг, персонал, финансы, поставщики).
-Больше 12 лет ты работаешь в сфере образования взрослых. В чем принципиальные отличия подхода к образованию взрослых в сравнении с детьми и подростками?
Для образования взрослых есть отдельный раздел педагогики – андрогогика. И также другие науки, которые направлены на то, чтобы учитывать особенности обучения и результаты обучения взрослых. А также важно, чтобы учили взрослых не те, кто работает со студентами или школьниками, а педагоги отдельной квалификации – андрогоги и практики. В РИПО в 2021 году впервые в Беларуси была запущена программа подготовки андрогогов, в которой мне также посчастливилось быть преподавателем.
В чем специфика обучения взрослых:
1.на момент обучения уже имеют жизненный опыт 2.имеют предыдущий опыт обучения (в основном в формальном образовании) 3.имеют ограничения по времени, финансам 4.имеют конкретные практические запросы к обучению, ждут определенных результатов 5.интересуются современными способами передачи информации и построения учебного процесса.
Все это очень важно учитывать при проектировании и реализации образовательных программ для взрослых.
Осознанность, четкая потребность, равные позиции педагога и обучающегося– это то, что меня очень привлекает в образовании взрослых.
-Сейчас существует очень много возможностей и разных курсов по любой тематике. Смогут ли курсы полностью заменить формальное, особенно высшее образовние?
Думаю, что нет. Так как формальное образование – это больше про академичность, воспитание личности, фундаментальные знания, зарождение образовательной траектории. При этом тоже высшее образование должно быть элитарным, для тех, кто действительно нуждается в таком уровне образования, а не для галочки, для родителей, для диплома, как это происходит во многом сейчас. Неформальное профессиональное образование и личностное развитие должно сопровождать человека на протяжении всей жизни и давать конкретные hard и soft skills для развития карьеры, профессионального совершенствования и позиции в обществе.
EDTECH В БЕЛАРУСИ
-Среди твоих услуг есть решения в сфере EdTech. Есть ли запрос на технологии в сфере образования? Как EdTech решения повлияли на деятельность твоих клиентов (интересные кейсы)?
Кейсов пока нет. Хотя готовила предложения по запросам от международных компаний, которые хотели зайти в Беларусь со своими EdTech-продуктами.
Сам запрос, конечно, есть. Особенно на онлайн-обучение и все, что с ним связано. EdTech – это сейчас, несомненно, тренд, который рано или поздно прочно войдет в жизнь всех образовательных компаний, всех форм собственности и во всех сегментах рынка образования. Это то, что сейчас активно происходит в той же России, Казахстане, даже несмотря на то, что пандемия пошла на спад.
Образовательные организации всех форм собственности уже предлагают дистанционное или полностью онлайн-обучение в дополнение к существующим очным наборам. Однако полноценной онлайн-школы или платформы в Беларуси пока нет (таких гигантов как в России). Нет пока такой инфраструктуры и профессионального сообщества, базы знаний, как в России (телеграм-каналы, исследования, совместные проекты с государством и ВУЗами, рейтинги, конференции, инвестиционные сделки и т.д.). Т.е. у нас пока есть отдельные разрозненные проекты (некоторые даже успешные зарубежом, но мало известные здесь), но комплексной экосистемы EdTech у нас пока нет. И тут, конечно, есть большое пространство для активности и творчества. Я уверена, оно будет востребовано, в том числе, и традиционным образованием.
-Насколько активно должны внедряться технологии в образовании?
Настолько, насколько они помогут 1.сократить ограничения для получения образования и сделать его более доступным и массовым 2.сделать обучение более интересным, вовлеченным, доступным в плане понимания учебного материала 3.расширить возможности обучения, учебного процесса за счет снятие ограничений человеческого фактора (учителя/педагога) и физического пространства и времени 4.развивать и улучшить коммуникацию между учащимися, а также родителями и теми, кто обучает.
-Есть ли различие в онлайн и оффлайн образовании?
Да, конечно.
Онлайн – высокий уровень заинтересованности, самоконтроля, индивидуальный процесс. Очень сложно передать «ручные» навыки (где-то запрещено даже нормативно-правовой базой).
Оффлайн – больше нетворкинга, коммуникации, командной работы.
-За какие образовательные сервисы и услуги ты лично готова платить: для себя, для своих детей, для семьи, для сотрудников?
1.профориентация
2.развитие softskills (ребенок, я сама)
3.дополнительные новые hard skills для моего профессионального развития
4.обучение новым технологиям (для жизни, профессии, коммуникации, управления финансами и инвестициями, личностного развития)
-Мечтаешь ли ты о запуске глобального EdTech стартапа?
Да, конечно, я думаю, о таком мечтает каждый профессионал в сфере образования. Это требует высокого уровня творчества, предпринимательской интуиции, глубокого понимания рынка образования, причем всех его сегментов.
акие существуют доступные и бюджетные методы по анализу целевых групп для небольших организаций?
ОБРАЗОВАНИЕ БУДУЩЕГО
-Как изменится образование в будущем? Какие изменения ты хотела бы видеть лично?
1.смешанное обучение – будет в приоритете. Онлайн-программы и записи курсов должны дополнять оффлайн-учителей, должна быть гармония этих двух видов обучения, чтобы сделать его максимально эффективным.
2.приоритет – навыки для жизни, для коммуникации, умение адаптироваться в постоянных изменениях и катаклизмах (мир сложности и неопределенности), давать систему компетенций. Т.е. проектирование образовательных программ должно идти от результата, а не просто для передачи определенного объема знаний. Обязательное включение софтскиллов в программы.
3.снижение акцента с педагога как с того, кто владеет знаниями и доминирует, на навигатора образовательных траекторий учащихся и того, кто передает знания. Для этого важно строить отношения, коммуникацию, завоевывать авторитет и доверие. И это касается не только детского и школьного образования.
4.для детского и школьного образования важно также повышение взаимодействия и коммуникации родителей и педагогов. Это поможет улучшить результаты обучения и вести к необходимым переменам в жизни учащихся и общества в целом.
5.внедрение EdTech решений в процесс обучения и работу педагогов, которые позволят получать глубинную информацию о каждом учащемся и строить наиболее эффективные образовательные траектории с учетом индивидуального образовательного опыта и образовательного пространства.

20 АВГУСТА/ 2022
Читайте больше полезных материалов об образовании в Блоге EduExpert

Блог EduExpert

Все самое интересное об образовании: события, интервью, опыт, обучение
Подпишитесь, чтобы получать первыми

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Есть еще вопросы к создателю проекта EduExpert?
Приглашаем на бесплатную консультацию в EduExpert:


E-mail: slimolgav@gmail.com
Телефон: +375447610788 (Viber, Telegram, WhatsApp)
САЙТ http://eduexpert.by
Made on
Tilda