ЗАПУСК ОНЛАЙН-ШКОЛЫ "С НУЛЯ"

практическое руководство для начинающих экспертов и проектов

2022 год подарил мне уникальную возможность на практике пройти весь путь создания онлайн-школы с нуля. О том, какой это огромный и перспективный рынок на постсоветском пространстве, я не подозревала еще пару лет назад. Я «застряла» в своем оффлайн обучении, в традиционной модели учебного центра, привязанного к месторасположению, со столами, компьютерами, арендами и коммунальными услугами и т.д. (всеми атрибутами физических команд и офисов). Да, конечно, особенно в начале пандемии нам пришлось срочно перестраиваться, менять все бизнес-процессы и, главное, процесс обучения так, чтобы бизнес-модель стала максимально удаленной и продолжала генерировать выручку. Но это не было тем, что сейчас мы называем «онлайн-школа».

Сейчас, когда первый поток уже закончил обучение, я могу с гордостью сказать, что получилось, причем очень даже неплохо, и я сама довольна тем, что вижу на «финишной прямой» (а я еще такой себе перфекционист). Главное: мы получили в абсолютном своем большинстве положительную обратную связь, отзывы, хотя и получили тоже замечания, советы, рекомендации, т.е. понимаем, что еще есть над чем работать.
Позади уже сдача итоговой работы, расчет итогового рейтинга, выдача сертификатов и наша итоговая онлайн встреча-выпускной. И я уже могу в общих штрихах рассказать, как это все было, как это происходило изнутри и дать какие-то советы, рекомендации для тех, кто впервые начинает этим заниматься.

Несомненно, кроме актуальности и востребованности открытия онлайн-школы есть много других в этом преимуществ. Важные бизнес-результаты, которые получить гораздо проще, по сравнению с оффлайн центрами: прибыль, масштабируемость, автоматизация, быстрый старт дохода. А это, поверьте, очень немало.
Вся работа велась полностью удаленно: как коммуникация и работа с командой, так и само обучение.
Итак, по новым понятиям я выполняла роли продюсера и проджект-менеджера онлайн-школы.
Концепция и ниша

Конечно, первое, с чем необходимо определиться, это в какой нише будет работать онлайн-школа. Одна из менторов нашей школы сказала во время выступления: в онлайне нужно, как минимум в начале, четко специализироваться. Не нужно сразу заниматься всем подряд. На данный момент я с этим согласна: лучше сделать один качественный продукт и затем захватывать новые рынки по той же самой схеме. Даже имея предыдущий опыт в открытии более 160 оффлайн курсов в 10 профессиональных направлениях. Я выбрала понятную мне сферу образования, которая, кроме того, очень перспективна (этот вопрос я тоже тщательно проанализировала, прочитала много обзоров, рейтингов, экспертных мнений и прогнозов, правда, только российских, по Беларуси вообще ничего не нашла толкового и оформленного). Проще говоря: онлайн-школа по подготовке специалистов для онлайн-школ.

Концепция школы основывается на том, что:
1.обучение должно приносить конкретный результат (а именно применение полученных знаний и трудоустройство). Отсюда возник слоган «EduforWork: Обучайся, чтобы работать».
2.сфера онлайн-образования сама по себе очень перспективная, в ней не хватает специалистов не только в Беларуси, но и ближайшем зарубежье. Поэтому именно эта сфера может дать хороший шанс поменять жизнь и трудоустроиться. Поэтому здесь название школы можно трактовать как работа в сфере образования после обучения.
3.с учетом выбранной узкой целевой аудитории для первого бесплатного потока (молодые мамы), эта сфера будет наиболее понятной, близкой и шансы трудоустроиться в ней будут гораздо выше (так как в сфере образования в основном работают женщины, профессиональная гендерная сегрегация). Именно эта сфера позволит им войти в онлайн максимально комфортно и понятно.

Целевая аудитория школы:
Про выбранную аудиторию я знала непонаслышке. Ведь я сама работала и всю беременность и с первых дней рождения ребенка. Конечно, мне не надо было, как им, менять профессию и полностью менять свою жизнь в декрете (я просто продолжала свое дело), но зато я точно понимала их уровень нагрузки, расписание дня и основные проблемы на этом жизненном этапе. Ну а о том, что чувствуют люди и как к этому приходят, которые хотят изменить свою жизнь в профессиональном и карьерном плане, я знала много за 12 лет оффлайн бизнеса. Также схожую целевую аудиторию я изучала в рамках моей диссертационной работы (это было давно, но за это время в гендерной структуре занятости и гендерной сегрегации профессий глобальных изменений не произошло).
Хотя, конечно, очень важно изначально проводить предварительные исследования (так называемые CustDev) на стадии разработки MVP (минимально жизнеспособного продукта) и далее тоже. Не всегда у вас будет сразу столько знаний и опыта с вашей аудиторией, а надеяться только на свои личные представления о ней точно неверно. Как проводить исследования самостоятельно, когда у вас нет больших бюджетов, я описала в своем пособии.
Основные бизнес-процессы и дорожная карта (roadmap)

Очень важно до поиска команды и начала конкретных практических действий составить роадмап (дорожную карту) и план проекта (всех его этапов и мероприятий), карту основных бизнес-процессов (задач), матрицу ответственности (исполнителей и ответственных).
Дорожная карта визуализирует, куда команда проекта должна прийти и в какие сроки. А план даёт пошаговую инструкцию, как это сделать, — он содержит задачи и подзадачи для каждого участника.
Самый простой вариант создания роадмап – график Ганта. Самый удобный специализированный сервис для создания - Miro.
По всем этим документам я создавала функционалы всех членов команды до начала работ.

Персонал/команда
Наверное, как и в любом бизнесе, это был ключевой ресурс, о котором нужно тщательно позаботиться до начала основных работ.
В Беларуси нет своих школ обучения специалистов в сфере онлайн-образования (я уже не говорю про государственную систему подготовки), поэтому в основном если и есть выпускники, то российских онлайн-школ и не всегда с реальным опытом работы.
Основной «костяк» онлайн-школы, кроме продюсера, - это методист, технический администратор и куратор. Могу сказать по итогам первого потока, что без этих специалистов точно не обойтись. И если маркетингом и продвижением продюсер может заниматься сам (если знает не только стратегический маркетинг, исследования и аналитику, но и как «руками» запускать различные рекламные каналы, делать контент-маркетинг и копирайтинг, создавать PR-активности и работать с медиа), то быть одновременно профессионалом в остальных областях достаточно сложно и, мне кажется, что не нужно. Но, конечно, важно в целом понимать, чем они занимаются, читать об этом, знать тенденции этих направлений тоже. В нашей школе я курировала маркетинг и коммуникацию (и лидогенерацию, как сейчас принято говорить), но «ручные» работы делали привлеченные специалисты и агентство. Считаю, что такие «узкие» моменты надо отдавать профессионалам, тем более, если от этого зависит количество заявок. У нас были бесплатные курсы, но даже на бесплатные курсы надо уметь привлечь необходимое количество слушателей (а у нас было минимально необходимое количество для проведения пробного потока). Конечно, процессы лидогенерации и развития каналов коммуникаций будут гораздо более сложными и дорогостоящими на платных потоках. Вы должны это учитывать.
Именно в рамках этой школы я поняла, насколько важно, чтобы с экспертами работал профессиональный методист (именно с опытом в онлайн-образовании), от начала и до конца разработки курса, учебных материалов, способов оценивания (заданий, методов и форм контроля), составления расписания, чередования различных форм учебных занятий. Иначе самые полезные и важные знания могут быть недопоняты, а при самом хорошем эксперте/преподавателе могут быть вопросы с доходимостью до конца обучения. Возможно его нанять только на этапе разработки и упаковки курсов, если вы только начинающая школа, но то, что он должен быть в процессах, я теперь абсолютно уверена. Особенно для онлайн-обучения (где доходимость значительно ниже, чем в очном обучении). В итоге методист работает в тесной связке продюсер-методист-эксперты/преподаватели.
Почему и продюсер: считаю очень важным, чтобы продюсер также просмотрел все созданные учебные материалы: от матрицы курса до каждого задания и дополнительных раздаточных файлов с точки зрения маркетинга (соответствия запросам рынка и целевой аудитории, минимальным требованиям рынка, дизайна, читабельности, соответствия фирменному стилю учебных материалов (презентационных характеристик), а также оценил выбранные виды учебных занятий для достижения результата и в целом педагогический дизайн курсов). Очень важно запланировать на это достаточно времени в графике проекта: от момента, когда эксперты заканчивают работу с методистом и до начала создания видео-контента и размещения всех материалов на платформе (у меня как раз с этим были проблемы).

Еще одна группа персонала онлайн-школы – это эксперты (те, кто владеет знаниями) и преподаватели (те, кто их передает). В малых школах это будет один человек (2 в 1). Т.е. эти специалисты и разрабатывают курсы, и их преподают. У нас было также. Не могу сейчас однозначно сказать, хорошо это или плохо, видела в этом и плюсы, и минусы. Проблема главная в том, что не всегда эксперт может быть хорошим преподавателем и наоборот. Но это проблема не только онлайн-школ, а всех обучающих организаций.
Найти хороших экспертов, с учетом того, что я писала выше про кадровую составляющую рынка онлайн-образования в Беларуси, было непросто. Помогли рекомендации, поиск обычным методом через сервисы публикации вакансий, анализ профессионального окружения. По многим резюме видела, что работают в основном на российский рынок или международный. Жаль, хочется, чтобы как можно больше работы у них появилось в Беларуси. Немало специалистов нашли себе применение в корпоративном секторе в крупных и IT-компаниях (организации внутренней дистанционной системы обучения персонала).
Управлять экспертами будет сложнее всего. Это не подчиненные, а партнеры вашего бизнеса или проекта. Именно от них будет зависеть основной успех и результат. Но в силу своего уровня экспертности и профессионализма, ожидайте соответствующие запросы и от них в плане того, насколько они будут вмешиваться в вашу зону ответственности, пытаться насаждать свое мнение, не учитывая ваши концепции, планы и возможности школы, знания о ЦА и ее ограничениях и рынка в целом, и т.д. Особо активные могут просто не советоваться с вами в каких-то действиях или процессах (ранее не согласованных в команде, ведь, понятно, что не все идеально можно предусмотреть и прописать заранее) и напрямую что-то доводить до слушателей и других исполнителей в проекте, внося сумбур и непонимание, а кого вообще слушать. Для некоторых будет важно, кроме участия в вашем проекте, продвигать свои личные ресурсы и продукты, в итоге слушатели могут не понимать, где они вообще учатся. И т.д. Будьте очень готовы к этому и все процессы прописывайте заранее и обговаривайте границы экспертов прямо в договоре (во всех возможных сферах их включения в проект). И здесь дело не в жестком авторитарном контроле, а в том, что кто-то один (руководитель) должен отвечать за происходящие процессы, чтобы это была именно Школа, а не набор курсов и активностей вразнобой, без общей концепции, цели и итогов. И чтобы «картинка» у ваших учеников была стабильная, а не каждый раз возникал вопрос: так а что вообще нам делать в итоге.
Я могу сказать, что наша команда экспертов в целом была очень адекватная, но все равно с некоторыми вопросы были и это, конечно, сильно добавляло работы, нервов и эмоций, которые хотелось потратить на более срочные и важные процессы.
Разработка и создание курсов (производство)

Выше я немного уже рассказала, что важно иметь в виду на этапе разработки продуктов онлайн-образования.
Однако до работы с методистом с экспертами следует поработать и продюсеру. Для того, чтобы созданные курсы отражали все новейшие тенденции профессии, по которой разрабатываются курсы, были максимально полными и полезными с точки зрения выхода на рынок труда в дальнейшем, включали в себя все новейшие техники, инструменты, сервисы, программы. Это в том числе и анализ вакансий работодателей, а также возможность привлечения партнеров к обучению, которые могли бы предоставить свои реальные проекты для обучения и отработки практических навыков. Конечно, если Школа большая, то такие обязанности будет делать не продюсер, а, возможно, профильный методист, а также сотрудники карьерного центра при школе.
Конечно, обучение можно построить и на учебных («искусственных») проектах и задачах. Так и было у нас в Школе, так как мы только начинали, у нас пока не было возможности сразу привлечь столько партнеров и главное иметь отдельного члена команды, который бы занимался этим направлением. Но, конечно, если у вас изначально есть такая возможность и у вас немного учеников и направлений, то это всегда будет плюсом как к результатам обучения, так и к продвижению и продажам. Мы также практиковали еще обучение на своих проектах (если у кого-то к моменту обучения были идеи своих курсов или же свой опыт работы с различными программами, сервисами для сторонних заказчиков). В любом случае, даже учебные проекты должны быть максимально приближены к реальности и помогать дополнять или создавать с нуля портфолио ваших учеников.
Также важно, чтобы все учебные задания были в рамках одного общего проекта, вели к общему итоговому результату, а не были разрозненными задачами. И, конечно же, касались будущей работы ваших учеников. Вообще, создать теорию курса – это одно, а вот создать комплекс заданий, продумать их так, чтобы они способствовали получению результата и держали «в тонусе» до конца обучения, вызывали желание их делать, - это совсем другое. Уделите этому особое внимание и время. Еще раз повторюсь, что роль хорошего методиста во всех этих процессах просто неоценимая. Обязательно закладывайте в бюджет оплату такого специалиста.
Не менее важным пунктом работ является составление расписания, которое будет удобно и комфортно для слушателей. И здесь тоже важно участие и методиста, и экспертов, совместная работа, чтобы равномерно распределить нагрузку на период сопровождаемого обучения. Я не скажу, что у нас это получилось идеально (в силу ограниченного срока пробного бесплатного потока, не всегда была учтена разная нагрузка разных курсов и неравномерность длины и объема уроков и заданий), однако вам рекомендую выделить на это планирование отдельное время, не ставить занятия в выходные и праздники, давать больше времени между модулями для возможности догнать по всем заданиям и закрепить материал. У нас также был небольшой перерыв в новогодние праздники и после нового года, чтобы не растерять потом учеников.
Очень важно также при разработке курсов именно в рамках одной Школы, чтобы курсы были схожи по своему объему, структуре, длительности, периодичности заданий. Понятно, что разные профессии требуют разного времени и формата обучения, но если они схожи или как минимум вы специализируетесь в одной отрасли (например, как школа EduforWork), то курсы не должны быть совсем разными. Желательно в начале разработки курсов на встрече методиста и экспертов определить пожелания и ограничения для всех курсов. До встречи с экспертами методист встречается с продюсером, чтобы учитывать не только требования педагогического дизайна, но и особенности концепции и УТП школы, целевой аудитории, возможности по сопровождению потока и бюджета на разработку и производство курсов.
Немаловажным в подготовке учебных материалов является их дизайн/верстка и корректура, поэтому обязательно запланируйте в график проекта по времени и в бюджет проекта таких членов команды (здесь у меня тоже не было все идеально). Проверка всех материалов от экспертов (или тех, кто будет им помогать их создавать) должна быть проведена до начала видео-записи. При упаковке учебных материалов важно учитывать их веб-формат использования и совместимость с требованиями видео-записи (расположения спикера, четкость текста на экране, соблюдение границ и области видео-записи и т.д.). И конечно же они все должны быть сделаны в одном фирменном стиле, без каких-либо исключений.
И если методическая и маркетинговая разработка курсов – это одно, то совсем другое – это создание видео-записей уроков – это еще один сложный и важный этап в производстве. Причем от подготовки экспертов (не все эксперты будут иметь опыт видео-записи) до подбора видео-студии (или отдельного сотрудника в вашу команду). Что касается последнего, то выбор аренды студии или отдельного специалиста будет зависеть от многих факторов. Это и бюджет (на первых этапах развития студия будет точно дешевле), и лично ваш опыт работы со съемками, и опыт ваших экспертов (или кто будет передавать их разработки и знания в курсе). Мы работали с видео-студией, которая имела опыт записи видео-курсов, и это было одной из ее специализаций. Вот это точно важно при поиске партнера. И, конечно, очень важно продюсеру заранее до начала съемок приехать и увидеть помещение, оборудование, как будет осуществляться процесс (в том числе, как потом исходный материал будет храниться и передаваться для монтажа, об этом ниже добавлю), проверить картинку, свет, звук. Нам давали возможность в реальном режиме времени следить онлайн за ходом записи, находясь в любой точке мира. Сотрудник студии всегда находился в помещении, следил за записью на отдельных экранах и в любой момент мог помочь эксперту. Нужно также отметить, что если вы делаете именно Школу, то старайтесь, чтобы все записи были в одном стиле (фон, положение, поза и даже одежда спикера, видимое оборудование, положение презентации или других документов, которые транслируются на экране).
Отдельным видом работ будет работа по монтажу готовых уроков и общение с монтажером. Если для записи уроков я рекомендую привлекать профессиональную видеостудию, то для монтажа можно найти фрилансера и существенно сэкономить + иметь возможность управлять скоростью работы. Первичное техзадание на монтаж пишут эксперты (или кто записывал уроки), монтажер дополнительно сам следит за вырезом молчаний, повторов, слов-паразитов, качеством звука, картинки, посторонних элементов на экране и т.д. А после первичного монтажа все уроки еще следует отсмотреть продюсеру (или его помощнику) и только после его утверждения уроки уходят на платформу. Или же они отправляются на повторный монтаж.
На всех этапах разработки и производства курсов идет активный онбординг (проще говоря, ввод в работу и обязанности) экспертов курсов, особенно если они это все делают впервые: разработка матрицы курса, учебных материалов, видео-запись, монтаж. На каждый этап планируйте встречи, письменные инструкции, координацию всех участников действий: методолог и эксперты, эксперты и дизайнер/корректор, эксперты и видео-студия, эксперты и монтажер и т.д.
Образовательная платформа и размещение курсов

Конечно, с учетом того, что у нас был первый бесплатный поток, то у нас не стоял вопрос, будем ли мы делать свою LMS (платформу для размещения курсов) или же размещать на уже готовой. При этом в любом случае важно ориентироваться не только на то, что все делают вокруг, а провести свой анализ по наиболее важным характеристикам, исходя из задач школы, количества курсов, соотношения «живых» и записаннных уроков, дополнительных активностей (типа вебинаров), возможности календарного открытия новых уроков и заданий, простоты пользования командой и учениками и т.д. (таких параметров достаточно много). Должен ли все это знать продюсер и руководитель проекта? Думаю, да. Придется вникать, если не захотите переплачивать или получать дополнительные расходы по времени и бюджету в случае ошибки (не будет хватать каких-то функций), или же надо нанимать изначально супер профессионального техадмина, с большим опытом, который сможет не только умело справляться с разными платформами, но и уметь помочь вам посоветовать идеальный вариант под все ваши задачи и потребности. И на этот выбор тоже надо запланировать время.
Могу сказать, что даже проводя платный поток и имея больший бюджет, я бы не занималась созданием новой платформы, когда имеется уже сейчас такое разнообразие вариантов под любой «вкус и цвет».
Все LMS имеют подробные инструкции, а также важно выбирать те платформы, у которых хорошая техподдержка.
Что важно вам, как продюсеру, проконтролировать при размещении курсов:
-создание подробной инструкции для учеников, экспертов, команды (они будут разные для разных аудиторий);
-размещение всех курсов Школы в единой структуре, стиле, текстовом сопровождении, размещении учебных материалов, заданий, тестов, наличие титульной обложки каждого видео, названия модулей и уроков и т.д. и доведение этих требований до техадмина;
-согласование с техадмином графика открытия уроков, стоп-уроки/задания (когда уроки или задания открываются только после просмотра/выполнения предыдущих), способов проверки тестов и заданий (автоматически или только учителем/куратором), нажатия кнопки «завершить урок», чтобы видеть, насколько глубоко были просмотрены кроки и т.д. Т.е. не техадмин сам решает все эти вопросы настроек, он только технически это все реализовывает;
-согласование и разграничение доступов к платформе: от учеников до разных членов команды. Я считаю, что функцию редактирования можно оставлять только у техадмина (и продюсера), куратор и эксперты должны иметь доступ «учителя» без возможности редактирования, чтобы на платформе был один «хозяин». Иначе это все будет на уровне, кто захотел, тот и исправил. Ни о каком едином стиле, структуре и т.д. речи тогда идти не может. Очень важно также поставить ограничения, чтобы ученики могли проходить занятия только под одним логином (емейл) и паролем (потом это может отразиться на статистике).
-важно сразу проанализировать, правильно ли все сделано с точки зрения снятия статистики обучения и расчета основных метрик.
Возможности статистики и аналитики платформы также важно изучить заранее и до того, как вы сделаете итоговый выбор. Основную статистику рекомендую снимать именно с платформы и не создавать ручных файлов (например, по проверке заданий). И даже если платформа не позволяет выставить оценки, то можно добавлять их в выгруженные файлы, где фиксируется, сдано и зачтено задание или нет, а там уже вручную выставлять оценки. Но не создавать для всех этих процессов несколько файлов. Очень важно, чтобы отметка о сдаче заданий сразу отражалась на платформе и в статистике личных кабинетов учеников. Статистику рекомендую снимать для отслеживания прогресса после каждого модуля. Промежуточные результаты сохранять и анализировать их с экспертами и куратором. В конце обучения это даст понять, как происходила динамика обучения и когда чаще всего «отваливались» ученики. А также кто быстрее просматривал все уроки, сдавал все задания и учитывать это в рейтингах.


Выбор всех остальных технических средств для онлайн-школы, важные технические моменты организации инфраструктуры


Как я уже писала ранее, продюсеру и/или руководителю проекта лучше проконтролировать этот процесс на стадии запуска Школы и пройти его вместе с техадмином. Сейчас в интернете есть огромное количество обзоров всех технических решений для онлайн-школ, вам главное правильно все учесть с учетом специфики и размеров вашей школы, задач, которые должен решать данный сервис, ваши возможности по бюджету и т.д.
После тщательного анализа и под нужды нашей школы и с точки зрения минимизации бюджета выбор всех необходимых сервисов был таким:
1.Образовательная платформа – Zenclass
2.Вебинарная платформа – Pruffme
3.Сайт – Tilda
4.Доменная почта – VK WorkMail
5.Рассылки (общие и по сегментам), авторассылки, – SendPulse
6.Чат-бот – SendPulse (но лучше брать другой)
7.Онлайн-диск для хранения материалов Школы (облачное хранилище) – Яндекс-диск, для текущей работы – Google диск.
8.Видео-хостинг – YouTube.
9.Группы для курсов (общение, нетворкинг, вопросы экспертам и команде проекта), канал Школы – Телеграм. Также чаты и форум предоставляла образовательная платформа.
10.Создание опросов, анкет регистраций – Google Документы, Формы, учебные материалы – Google таблицы, презентации
Общение внутри команды:
-важные вопросы, задачи, согласования, обсуждения – почта
-срочные и мелкие вопросы – Телеграм
-онлайн-встречи – Zoom, Pruffme (видео-звонки и конференции), JamBoard (онлайн-доска).
Как руководитель проекта я работала в task-менеджере. Базу знаний проекта вела в Notion.
Что-то вышло вообще бесплатно, что-то с пробным бесплатным периодом, что-то со скидками большими. В целом получилось достаточно бюджетно. Некоторые скидки/продления бесплатных пробных периодов добывала и сама техадмин, за что ей также спасибо.
Важно также, что большинство платформ сейчас предоставляет встроенные дополнительные сервисы, чтобы все было в одном месте и не нужно было под каждый процесс искать новый сервис. Но не всегда то, что встроено, подходит под ваши нужды. Ну и такие платформы, где есть все, стоят гораздо дороже, а вам может понадобится только самый минимум из всего. Зачем тогда переплачивать?

На что обратить особое внимание при организации инфраструктуры:
1.изначально создать ОДИН онлайн-диск Школы, который будет принадлежать вам, с разными папками для разных процессов и дать на них доступ необходимым членам команды или аутсорсерам (типа видео-студии, монтажера).
Это избавит вас в дальнейшем от случайных или неслучайных удалений/перемещений владельцев дисков (и потом может так случиться, что этой информации у вас уже и не будет), а также от необходимости потом все собирать с разных дисков в одном месте (особенно, если одни делают на одном виде диска, например, Google, а другие – на Яндекс, и уже просто нажатием одной кнопки не получится).
2.Все логины к разным сервисам создать только на рабочей почте школы, т.е. привязывать все к рабочим сервисам, а не личным почтам и аккаунтам руководителя, продюсера или других сотрудников проекта.
3.Все логины, пароли от всех сервисов, платформ и т.д. сразу собирать в одну базу/файл (т.е. они должны быть не только у вашего техадмина) и хранить их постоянно, на диске Школы (с закрытым доступом) и личном компьютере руководителя.
Роль куратора, обратной связи

В самом начале планирования проекта у меня не было намерения привлекать куратора. Не потому, что я считаю это не важной/не обязательной частью онлайн-школы, а в силу того, что были ограничены ресурсы на входе для бесплатного потока. Однако, чем больше я погружалась в специфику онлайн-обучения, тем больше я понимала, что без этого специалиста завершить проект с нужным и достойным результатом просто не удастся. И не ошиблась. Хороший куратор вместе с хорошими экспертами – это бОльшая часть успеха онлайн-школы. Именно с ними больше всего взаимодействуют ученики в процессе обучения и не только в плане проверки заданий. Очень много возникает организационных вопросов по работе самой Школы, по платформе (здесь еще включается техадмин), по всем активностям, расписанию и т.д. И сваливать все это на экспертов очень нежелательно, отвлекая их от качества учебного процесса и проверки заданий, которые не может проверить сам куратор. И здесь мы еще не затронули вопросы мотивации, повышения доходимости, нетворкинга учеников. Эксперты определенно не должны этим заниматься. Также в функциях куратора сбор обратной связи (опросы, отзывы), ответы на личные сообщения (на платформе, в мессенджере, на почте).
Мы проводили опросы и отслеживали/анализировали прогресс обучения после каждого модуля. Составление анкет, выгрузка статистики и ее анализ – это все работа куратора. Далее уже полученные данные они анализируют вместе с продюсером и/или руководителем проекта. Также куратор на основе опросов рассчитывает основные методические и маркетинговые метрики (удовлетворенность, доходимость, желание рекомендовать и т.д.). Для нас очень важным было также понимание того, насколько уверенней наши ученицы начали себя чувствовать на рынке труда и как оценили уровень и полноту учебной программы курса (с точки зрения быстроты входа в профессию/дальнейшего трудоустройства). Очень важно также анализировать обратную связь по заданиям и системе оценивания, чтобы сделать ее максимально понятной и удобной для учеников.
Составление части базы знаний Школы (по итогам анализа всех вопросов от клиентов, проблемных ситуаций, замечаний во время учебного процесса) тоже входит в обязанности куратора. Это база впоследствии очень поможет вам в повышении качества коммуникации с учениками, введении их в процесс обучения (онбординг) и внедрении изменений для улучшения основных метрик.
Отзывы – это ваша нефинансовая прибыль. А также один из лучших инструментов продвижения, на который не требуется прямых финансовых затрат. И именно куратор вместе с экспертами может сделать этот процесс управляемым, результативным и бережно собирать все отзывы на протяжении обучения для дальнейшего их использования в вашей работе.
Вообще, с учетом того, что сейчас онлайн-школы применяют все чаще продуктовый подход, то в вашей деятельности неотъемлемыми действиями на постоянной (процессной) основе должны быть:
-исследования клиентов (потенциальных и реальных) – CustDev
-разработка и тестирование гипотез
-измерение метрик и система аналитики
-внесение изменений и улучшение ваших курсов и школы в целом.

Карьерная часть

Если вы работаете в профессиональном направлении (не хобби или курсы личностного развития, Soft-skills), то карьерная часть в вашей школе должны быть обязательна. Минимально – как это было у нас (профориентационные и карьерные консультации, помощь в подготовке портфолио, стажировки от партнеров), но лучше с индивидуальным карьерным сопровождением вплоть до поиска места работы или места стажировки.
Конечным результатом таких курсов являются не сами курсы, а те изменения в карьере, которые они вызывают. Это важно понять еще на этапе создания школы.

Бюджет, основные расходы

Как в любом образовательном бизнесе основными расходами у вас будут оплаты человеческих ресурсов (команда, эксперты, аутсорсинг). В этом проекте эта часть составила почти 70% от всех расходов. На втором месте были расходы на запись и монтаж готовых уроков. На третьем – стоимость всех необходимых сервисов, программ. Расходы на рекламу, маркетинг и PR были небольшими, потому что и курсы были бесплатные, и набор был ограничен. Поэтому тут нельзя сравнивать план по лидам, конверсию, воронки продаж с теми, которые вам будут необходимы для платных курсов. И, соответственно, расходы на рекламу и маркетинг увеличатся значительно. Мы же обошлись минимальными бюджетами на таркетинг, креативы, запуск и ведение кампании + личные связи в профессиональном сообществе и нетворкинг.
В платных курсах у вас также добавятся расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
В полностью удаленных командах уходят расходы на аренду, коммунальные платежи, расходы по жизнедеятельности офиса, наличие обслуживающих всю эту офисную инфраструктуру сотрудников, ремонты и обновления материально-технической базы и т.д. И это, могу вам сказать после 12 лет оффлайн бизнеса, прекрасно.

P.S.

Впереди еще много работы по развитию онлайн-школы, доработке всех курсов после обратной связи по итогам первого потока и доведению их до совершенства, расширению ассортимента. Но начало положено. Не претендую своим гайдом на абсолютную точность и правильность всех необходимых действий, а также на звание абсолютного эксперта по запуску онлайн-школ. В большей степени они пригодятся для начинающих и небольших проектов, отдельных экспертов, которые решили монетизировать свои знания и навыки. Думаю, что-то полезное найдете. Лично мне бы такой гайд помог, когда я начинала это проект.
8 АПРЕЛЯ/ 2023
Читайте больше полезных материалов об образовании в Блоге EduExpert

Хотели бы обсудить, с чего начать запуск онлайн-направления в вашей организации/проекте?
Приглашаем на бесплатную консультацию в EduExpert:


E-mail: slimolgav@gmail.com
Телефон: +375447610788 (Viber, Telegram, WhatsApp)
САЙТ http://eduexpert.by

Блог EduExpert

Все самое интересное об образовании: события, интервью, опыт, обучение
Подпишитесь, чтобы получать первыми

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Made on
Tilda