ЦЕНТРЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ И КАРЬЕРЫ

как дополнительные услуги усиливают результаты профессионального обучения?

Содействие в профориентации, помощь в трудоустройстве и консультации по развитию карьеры – эти услуги обязательны для тех, кто хочет работать на рынке профессионального образования (основного или дополнительного).

В учебном центре дополнительного профессионального образования, которым я руководила 12 лет, центр профориентации и трудоустройства был создан практически сразу же с открытием бизнеса. Так как уже тогда мы понимали, что главный результат подобных курсов – это не просто получить какие-либо профессиональные знания, не сам процесс обучения, а то, как потом эти знания можно будет применить в реальной трудовой деятельности. Это и есть основной критерий качества на этом рынке.

Это подтверждали все наши опросы клиентов, для чего они решили пройти обучение на подобных курсах. Не менее 60% отвечали, что решили пройти курсы, чтобы сменить профессию/род деятельности, а также в дальнейшем трудоустроиться. Еще 15% хотели после прохождения курсов открыть свое дело. Около 22% проходили подобные курсы, чтобы обновить знания и навыки после учебы в средних и высших учебных заведениях или после длительного периода не трудовой деятельности, так как тоже выходят на рынок труда.

О том, что данные курсы в первую очередь покупаются для дальнейшей работы, свидетельствовали ответы на вопросы, изучали ли клиенты до выбора курсов и центра вакансии работодателей по этому направлению. Более 60% клиентов изучали вакансии и требования работодателей до начала поиска курсов и выбора учебного центра.
Именно поэтому все наши учебные программы составлялись преподавателями-практиками с учетом анализа вакансий, требований работодателей, наполнялись реальными практическими задачами, с которыми в будущем обучающийся будет сталкиваться на работе. А в качестве итоговой/дипломной работы был конечный продукт, который является основным в этой профессии. Или как минимум его исходный вариант.

На входе мы предлагали бесплатные услуги профориентации: в рамках консультаций по курсам, через тесты, размещенные на сайте, описания профессий, их трудовых обязанностей, средних зарплат на рынке труда на странице каждого курса. Бесплатно познакомиться с профессией до оплаты и заключения договора, с центром и преподавателем можно было посетив бесплатное пробное занятие (обычно первое вводное) или бесплатный очный мастер-класс по какой-либо теме курса.
В процессе обучения слушатели в зависимости от вида курса посещали выездные занятия в реальных организациях, проходили выездную и производственную практику в организациях-партнерах. Многие уже в процессе обучения находили место работы или становились стажерами.
На выходе им предлагалась бесплатная стажировка в организациях-партнерах, вакансии от работодателей, встречи с работодателями. Содействие в поиске работы также оказывали преподаватели-практики, которые имеют широкие социальные связи в профессиональном сообществе. Центр также предлагал набор дополнительных платных услуг: консультации по рынку труда и прохождению собеседований, составление работающего резюме, полное трудоустройство с профильным специалистом.

Работа с партнерами (организациями, которые бесплатно предоставляли места выездных занятий, практик, стажировок) – это был отдельный бизнес-процесс, требующий хорошего знания рынка труда, налаживания каналов информации и коммуникации, подготовки эффективного коммерческого предложения и составление партнерских договоров с разграничением ответственности. И поиск таких организаций был очень нелегкий. Не все осознавали социальную ответственность в подготовке «молодых» специалистов, добросовестно выполняли партнерские договоренности (вплоть до того, что иногда приходилось возвращать полностью деньги клиентам), ответственно относились к процессу обучения. К этому нужно быть готовыми. Поэтому после стажировки и производственной практики мы опрашивали клиентов, о том, насколько эти услуги были полезными, оправдали ли ожидания и как с ними вели работу на предприятии. Если получали негативные отзывы, то с предприятием больше не работали.
В крупнейших российских онлайн-школах дополнительного профессионального образования (Skillbox, Geekbrains, SkillFactory, Нетология/Edmarket и т.д.) объем профориентационных и карьерных услуг занимает ключевое место в общем объеме предложения компаний. Причем весь этот пакет бесплатный для тех, кто покупает основной образовательный продукт – курсы. Для предварительного ознакомления с профессией и курсами проводятся в реальном онлайн режиме профориентационные конференции с участием преподавателей курса, в записи можно посмотреть профориентационные интенсивы, а также организовываются демо-доступы к курсам. На выходе с выпускниками начинает работать Центр карьеры (организовывают стажировки во время обучения, участие в групповом коучинге по поиску работы, помогают составить эффективное резюме, портфолио, предоставляют доступ к вакансиям, проводят индивидуальные карьерные консультации).
По словам представителей этих компаний, они понимают, что люди не всегда доверяют качеству обучения на онлайн-курсах в записи, и поэтому убеждение их до покупки курса в том, что они будут после трудоустроены, значительно повышает конверсию продаж. Некоторые компании даже пишут, что если они не трудоустроят, то вернут деньги. Правда, при определённых условиях.

Также в России активно развиваются и покупаются платформы по профориентации, причем даже на государственном уровне. Так недавно появилась платформа для разработки программ профориентации школьников. Проект «Открытое дополнительное образование» поможет заинтересованным компаниям запустить образовательные проекты для детей и подростков, а школам — обеспечить условия для профориентации, как предписано во ФГОС.
Что важно учесть при создании центров профориентации и карьеры, чтобы они помогали продавать основной продукт?

1.предлагать обе услуги, что значительно повысит качество и результативность обучения, доходимость и мотивацию к обучению. Если клиент поймет в процессе обучения, что это не его профессия, то все описанное выше будет для него уже не важным. И услуги центра карьеры тоже не понадобятся.
Результаты авторского социологического исследования, проведенного мной в рамках диссертационной работы, показали, что процесс профессионального самоопределения оказывает определяющее влияние на дальнейшую трудовую мотивацию женщин и мужчин. Поэтому на последующее дискриминационное положение женщин в сфере занятости нередко влияет их первичный необдуманный и зависимый выбор будущей специальности после окончания школы.

2.выделить отдельного сотрудника или даже отдел (если у вас большая организация и большой оборот клиентов) на работу с организациями-партнёрами и клиентами по этим вопросам.
Минимально нужен специалист по профориентации и трудоустройству. Но желательно иметь менеджера, который будет коммуницировать с клиентами по их запросу, подбирать и рекомендовать наиболее результативные в его варианте услуги и затем передавать его специалисту.

3.дать возможность выбора услуг: кому-то надо стажировка и не надо трудоустройство, кому-то нужны вакансии и составление резюме, кому-то нужно полное трудоустройство и карьерная консультация.
Мы проводили исследование тех клиентов, которые заказывали у нас платные услуги трудоустройства. Среди прочих вопросов узнавали у них, какие услуги у них особенно востребованы и какие считают особенно эффективными.
Рейтинг услуг выглядел так:
1.стажировка в компаниях, предоставленная учебным центром
2.полное трудоустройство специалистом учебного центра
3.предоставление списка открытых вакансий для самостоятельной работы с ними.
Наиболее эффективными для дальнейшего самостоятельного трудоустройства по мнению клиентов являются услуги:
-составление «работающего» резюме
-консультации по рынку труда.
Немного менее эффективными:
-психологические консультации
-семинары по трудоустройству.

4.давать большую скиду выпускникам или бесплатно предоставлять услуги. И да, тогда закладывать расходы по этому направлению в стоимость курсов изначально при открытии бизнеса.

5.прозрачно и подробно написать на сайте содержание каждой услуги, как они будут оказываться в вашем центре, что нужно от клиента (какая информация, действия) и какой результат будет получен по окончанию. А также продвигать профессионализм, опыт и успешные кейсы вашего специалиста по профориентации и трудоустройству.

Но главное, вы должны понимать, что само наличие подобного центра и таких услуг – это ключевой фактор успеха на рынке, без которого у вас не получится занять лидирующие позиции, а также масштабировать бизнес.

Для государственных учреждений образования центр профориентации и карьеры может также стать одним из важнейших факторов привлечения учащихся и студентов, особенно когда даже бюджетные места не всегда заполняются по итогам вступительной кампании.
29 СЕНТЯБРЯ/ 2022
Читайте больше полезных материалов об образовании в Блоге EduExpert

Хотели бы обсудить создание центра профориентации и карьеры в вашей организации/проекте?
Приглашаем на бесплатную консультацию в EduExpert:


E-mail: slimolgav@gmail.com
Телефон: +375447610788 (Viber, Telegram, WhatsApp)
САЙТ http://eduexpert.by

Блог EduExpert

Все самое интересное об образовании: события, интервью, опыт, обучение
Подпишитесь, чтобы получать первыми

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Made on
Tilda