Какие навыки и опыт являются ключевыми для организаторов такого исследования? Конечно, это минимальное владение спецификой основных методов исследований (наиболее доступных для малых организаций) и понятийным аппаратом, умение составлять простейший инструментарий согласно поставленным целям и задачам, рассчитывать выборки, правильно соотносить и увязывать все составляющие основной цепочки: проблема-целевые группы-образовательная программа-гражданская инициатива (учитывать это при выборе методов исследования и разработке инструментария, последующем анализе и подготовке выводов). Не важно, чтобы это все делал тот, кто является экспертом в проблеме, но важно, чтобы его опыт и знания проблемы и целевой группы учитывались в рамках исследования и делали его более приближенным к реалиям и более осуществимым.
Более подробно как проводить исследования своими силами можно почитать здесь
https://clck.ru/sdY6g Чем анализ образовательных потребностей отличается от других исследований? Образование – это услуга, и, соответственно, мы не можем ее потрогать, пощупать, понюхать и сразу выразить свое отношение к ней как потребителя. Это «кот в мешке», который нужно изначально создать так, чтобы он был интересен уже своим назначением и «упаковкой». Итогом любой образовательной активности должно являться эффективное применение этих знаний на практике, дальнейшие изменения в жизни человека или всего сообщества. Поэтому, конечно, изучить, как в дальнейшем привести к таким изменениям, достаточно сложно. Для этого нужно четкое понимание, как видят и поддерживают такие изменения сами участники, чтобы в дальнейшем они были заинтересованы в них принимать активное участие. Поэтому ни в коем случае нельзя им навязывать свои решения проблем в рамках исследования. А искать именно то, что реально нужно местному сообществу, и что его сплотит. Или что вдохновит на изменения, стимулирует стать активным гражданином. Тогда ваша образовательная программа действительно станет нужным и полезным продуктом ваших проектов, направленных на изменения гражданского сознания.
Как избежать ошибок и грамотно оценить образовательные потребности? 1. Минимально овладеть теми навыками, которые указаны выше, чтобы исключить свои личное мнение и опыт из процесса исследования, сделать его объективным.
2. Создать команду для кабинетных и полевых работ, желательно привлекая стороннего внешнего эксперта с опытом или специальным образованием.
3. Четко понимать и ограничить цели и задачи исследования, регион, не изучать все про все, сфокусироваться.
4. Быть настроенными на большую и серьезную работу в команде и учитывать возможные отклонения от сроков.
5. Делать исследование с удовольствием! Поверьте, не легко в пути, но на выходе вы будете очень воодушевлены полученными данными и результатами.
Что важно знать о целевой группе, какие данные следует собирать? Важно знать, сколько вообще целевых групп заинтересованы (в любом виде) в решении изучаемой вами социальной проблемы. Четко определить основную (на которую вы будете влиять изменениями) целевую аудиторию, и дополнительные, которые влияют на мнение, отношение, установки и мотивы основной целевой аудитории или определяют ее внешнюю действительность. Например, для людей с инвалидностью дополнительной целевой аудиторией будут те, кто о них заботится. А также остальное население местного сообщества, в котором они живут, и местные власти, которые определяют местную политику и имеют свои планы решения различных социальных проблем. Не учитывая этих дополнительных целевых аудиторий, вы не сможете правильно создавать образовательные программы и гражданские инициативы для решения проблем людей с инвалидностью.
Основные блоки вопросов для каждой целевой группы: соц-дем и психографический портрет, образ жизни, отношение к изучаемой проблеме и ее текущему состоянию, возможностях решения и препятствиях для этого. Степень личного желания участвовать в решении этой проблемы, условия и мотивация. Желаемые результаты и приемлемые способы участия. А также обязательно как видят взаимодействие с другими целевыми группами по решению данной проблемы (наиболее удобные и эффективные формы и методы).