Социальные проекты и образование: как создать образовательное мероприятие, которое будет востребовано всеми целевыми группами проекта?

Для достижения целей социальных проектов некоммерческие организации все чаще используют образовательные мероприятия. Потому что именно образовательные мероприятия дают тот качественный результат, который рассчитан на долгосрочную перспективу. В отличие, например, от прямого разового финансирования социальных групп, которым требуется помощь.

Про важность исследований на всех этапах развития продукта/услуги или бизнеса в целом, как профессиональный социолог, я рассказываю на всех тренингах и мастер-классах, связанных с маркетингом. И тем более, для специалистов в сфере образования. Не все сразу понимают, насколько это важно и как это может повлиять на всю их работу. И если в бизнесе исследованиям все же стараются уделять внимание, то в некоммерческих организациях это не всегда закладывается в концепцию проекта.
В 2018 году мне посчастливилось в качестве тренера и консультанта участвовать в совместном проекте DVV international Беларуси и Украины, Ассоциации дополнительного образования и просвещения (Беларусь) и Украинской ассоциации образования взрослых, целью которого было научить разрабатывать и реализовывать программы гражданского образования взрослых, основываясь на фактических потребностях, а также обеспечивать долгосрочную материальную и финансовую поддержку гражданского образования со стороны органов местного самоуправления.
В рамках проекта я проводила часть воркшопа по тому, как правильно анализировать потребности, участвовала в осенней академии, где по результатам своих исследований участники проекта уже учились создавать образовательные программы, а также консультировала участников в процессе проведения ими исследований и подготовки итоговых отчетов.
9 общественных организаций из Украины и Беларуси прошли длинный, но очень интересный путь по самостоятельному изучению своих целевых групп. И я уверена, что это во многом изменило их дальнейшую работу.
Чаще всего образовательные мероприятия включаются в некоммерческие проекты:
1.социализации и ресоциализации (например, бывших заключенных, групп с асоциальным поведением, людей с ограниченными возможностями, женщин и детей, подвергшихся насилию)
2.расширения возможностей участия в экономической и социальной сферах (например, женщин, молодежи, пожилых, безработных)
3.повышения участия граждан в общественной жизни, развитие активизма (для дальнейшего создания местных сообществ, совместной реализации гражданских инициатив)
4.повышения экологической и финансовой грамотности (для устойчивой жизнедеятельности как общества в целом, так и отдельного индивида или семьи).

С чего начать разработку и реализацию образовательных программ в своем сообществе:
Даже если у вас есть интересная и необычная идея проекта, которая, как вам кажется, приведет к значительным изменениям в сообществе, решению местных проблем, начинать нужно с анализа потребностей всех целевых групп, которых может затронуть разрабатываемый проект.
Достаточно часто можно услышать, что, даже проводя бесплатные образовательные программы, общественные организации не могут собрать нужное количество участников своих программ. Впрочем, нередко такое же происходит и в бизнесе, но реже, так как в бизнесе пытаются даже самыми простыми путями сначала изучить спрос, жизнеспособность бизнес-идеи и продукта, и только потом выставляют это на продажу, чтобы не рисковать деньгами.
Очень часто программы разрабатывают те, кто уже очень давно погружен в какую-то проблему и видит ее достаточно однобоко, только со своей стороны. «Что еще может нам дать изучение потребностей, если мы итак прекрасно знаем все, что хочет наша целевая группа? Мы более 10-15 лет с этим живем, каждый день видим этих людей». Но, поверьте, это каждодневное нахождение «в проблеме» нередко искажает реальную «картину мира» и то, что действительно хочет ваша целевая группа. Но главное, что не всегда вы даже правильно видите все вовлеченные в вашу проблему целевые группы. И не учитываете их мнения в разработке образовательных программ. А это в значительной степень может влиять на эффективность ваших программ, а также устойчивость всего проекта.

Для чего нужен анализ потребностей целевых групп:
Правильно определять и ранжировать общественные проблемы своего местного сообщества/региона, видеть всех заинтересованных в решении/изменении проблемы, учитывать потребности всех участников (найти то общее, что может стать движущей силой реальных изменений), делать выводы и рекомендации из полученных цифр, превращая их в реальные образовательные программы, - вот те результаты, которые вы получите после анализа потребностей. И этот исследовательский опыт изменит многие организации и их пути дальнейшего развития, даже вне конкретного проекта.
Какие навыки и опыт являются ключевыми для организаторов такого исследования?
Конечно, это минимальное владение спецификой основных методов исследований (наиболее доступных для малых организаций) и понятийным аппаратом, умение составлять простейший инструментарий согласно поставленным целям и задачам, рассчитывать выборки, правильно соотносить и увязывать все составляющие основной цепочки: проблема-целевые группы-образовательная программа-гражданская инициатива (учитывать это при выборе методов исследования и разработке инструментария, последующем анализе и подготовке выводов). Не важно, чтобы это все делал тот, кто является экспертом в проблеме, но важно, чтобы его опыт и знания проблемы и целевой группы учитывались в рамках исследования и делали его более приближенным к реалиям и более осуществимым.
Более подробно как проводить исследования своими силами можно почитать здесь https://clck.ru/sdY6g

Чем анализ образовательных потребностей отличается от других исследований?
Образование – это услуга, и, соответственно, мы не можем ее потрогать, пощупать, понюхать и сразу выразить свое отношение к ней как потребителя. Это «кот в мешке», который нужно изначально создать так, чтобы он был интересен уже своим назначением и «упаковкой». Итогом любой образовательной активности должно являться эффективное применение этих знаний на практике, дальнейшие изменения в жизни человека или всего сообщества. Поэтому, конечно, изучить, как в дальнейшем привести к таким изменениям, достаточно сложно. Для этого нужно четкое понимание, как видят и поддерживают такие изменения сами участники, чтобы в дальнейшем они были заинтересованы в них принимать активное участие. Поэтому ни в коем случае нельзя им навязывать свои решения проблем в рамках исследования. А искать именно то, что реально нужно местному сообществу, и что его сплотит. Или что вдохновит на изменения, стимулирует стать активным гражданином. Тогда ваша образовательная программа действительно станет нужным и полезным продуктом ваших проектов, направленных на изменения гражданского сознания.


Как избежать ошибок и грамотно оценить образовательные потребности?
1. Минимально овладеть теми навыками, которые указаны выше, чтобы исключить свои личное мнение и опыт из процесса исследования, сделать его объективным.
2. Создать команду для кабинетных и полевых работ, желательно привлекая стороннего внешнего эксперта с опытом или специальным образованием.
3. Четко понимать и ограничить цели и задачи исследования, регион, не изучать все про все, сфокусироваться.
4. Быть настроенными на большую и серьезную работу в команде и учитывать возможные отклонения от сроков.
5. Делать исследование с удовольствием! Поверьте, не легко в пути, но на выходе вы будете очень воодушевлены полученными данными и результатами.


Что важно знать о целевой группе, какие данные следует собирать?
Важно знать, сколько вообще целевых групп заинтересованы (в любом виде) в решении изучаемой вами социальной проблемы. Четко определить основную (на которую вы будете влиять изменениями) целевую аудиторию, и дополнительные, которые влияют на мнение, отношение, установки и мотивы основной целевой аудитории или определяют ее внешнюю действительность. Например, для людей с инвалидностью дополнительной целевой аудиторией будут те, кто о них заботится. А также остальное население местного сообщества, в котором они живут, и местные власти, которые определяют местную политику и имеют свои планы решения различных социальных проблем. Не учитывая этих дополнительных целевых аудиторий, вы не сможете правильно создавать образовательные программы и гражданские инициативы для решения проблем людей с инвалидностью.
Основные блоки вопросов для каждой целевой группы: соц-дем и психографический портрет, образ жизни, отношение к изучаемой проблеме и ее текущему состоянию, возможностях решения и препятствиях для этого. Степень личного желания участвовать в решении этой проблемы, условия и мотивация. Желаемые результаты и приемлемые способы участия. А также обязательно как видят взаимодействие с другими целевыми группами по решению данной проблемы (наиболее удобные и эффективные формы и методы).
Какие существуют доступные и бюджетные методы по анализу целевых групп для небольших организаций?
Лучше сделать минимальный, но комплекс: кабинетное исследование (более глубоко погрузиться в проблему с учетом всех возможных внешних источников информации), качественное (фокус-группы и глубинные интервью) для получения основы, которую впоследствии лучше проверить в рамках количественного исследования через анкетирование или личные интервью на значимых выборках. Тогда вы получите действительно хороший базис для дальнейших выводов.
Если совсем нет ресурсов, то хотя бы сделать кабинетное исследование и выйти за рамки своей «картины мира», по-новому взглянуть на проблему. Если нужно просто получить поверхностные, общие, предварительные данные, идеи проведите серию фокус-групп (с каждой целевой аудиторией). Или глубинные интервью (легче по организации и затратам, но не по сложности получения информации). Или можно соединить кабинетное и количественное. Иногда будет немало провести и экспертный опрос, который может дать большое количество информации и более глубоко погрузиться в новую проблему (для новых организаций или тех, кто собирается начать работать с абсолютно новой для них проблемой).
С учетом специфики гражданского образования (не всегда правильно понимают данный термин даже типичные представители целевой аудитории, а также часто сильно излишне политизируемый) рекомендуются качественные методики исследований. Они более индивидуальные, «интимные», мягкие и содержательные по своей сути.

Какие ошибки делают при анализе образовательных потребностей и как их предотвратить?
1. Неправильно определяют проблему, целевые аудитории, цели и задачи исследования и всего проекта (исследование и проект часто идут сами по себе отдельно).
2.Неправильно выбирают методы или составляют инструментарий без учета целей, задач как исследования, так и всего проекта в целом.
3. Неверно определяют сроки и основные этапы.
4. Не понимают, как соотносить полученные цифры и данные с разработкой образовательных программ.
Ничего, кроме наработки опыта, тут посоветовать нельзя. Процесс изучения потребностей должен стать ключевым и поставленным на постоянную основу в ваших организациях, если вы хотите создавать действительно нужные продукты.
И главное: всегда держите в голове общие задачи и цели вашей деятельности, но при этом в рамках исследований постарайтесь находить новые направления работы для повышения в целом устойчивости вашей организации.
Мир меняется очень быстро. В первую очередь, за счет технологий, огромного количества информации, стирания границ между сообществами и появления новых социальных проблем. Ни бизнес, ни общественные организации не могут стоять на месте.
18 АВГУСТА/ 2022
Читайте больше полезных материалов об образовании в Блоге EduExpert

Блог EduExpert

Все самое интересное об образовании: события, интервью, опыт, обучение
Подпишитесь, чтобы получать первыми

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Как изучать образовательные потребности?
Узнать подробнее о том, с чего начинать анализ потребностей целевых групп, можно на бесплатной консультации в EduExpert:


E-mail: slimolgav@gmail.com
Телефон: +375447610788 (Viber, Telegram, WhatsApp)
САЙТ http://eduexpert.by
Made on
Tilda