ИЗМЕНЕНИЯ В ПОЛОЖЕНИИ ОБ ОБУЧАЮЩИХ КУРСАХ

сделала небольшой разбор изменения в законодательстве по обучающим курсам

Сделала потому, что сразу после опубликования нормативного документа началась необоснованная паника в бизнес-собществе, которую при этом вызывают достаточно известные бизнесмены. В итоге люди им доверяют и начинают продолжать распространять эту панику дальше, совершенно неверно интерпретируя законодательные акты.
В одном чате достаточно известного бизнес-сообщества вообще написали, что теперь на все "курсы и вебинары" надо делать аккредитацию. Кто-то написал, что и ранее ЛЮБУЮ образовательную деятельность нужно было лицензировать и получать аккредитацию. И что после этого Положения никакие курсы и вебинары проводить вообще нельзя, так как проводить могут только образовательные организации, которым предоставлено право от государства это делать.
Другое дело, я поняла из этой ситуации, что большое количество бизнес-организаций и ИП в принципе не знали, что такое Положение существует (причем уже более 11 лет) и не знали, как регулируется данная сфера. И, соответственно, вели свою деятельность неверно. И то, что сейчас обратили внимание широкой общественности на этот документ ,- это положительный момент.

ВАЖНО! Это Положение существует с 2011 года, т.е. ничего очень нового не появилось и не "с нуля" отрегулировали, как почему-то пишут многие.
13 октября были опубликованы изменения в Положение об обучающих курсах (Постановление Министерства образования №296 от 09.09.2022). Эта образовательная программа (обучающие курсы) – чаще всего основной вид деятельности большинства белорусских бизнесов и индивидуальных предпринимателей, которые проводят образовательные мероприятия в дополнительном профессиональном образовании взрослых.

Главное: проводить курсы, вебинары и т.д. как могли бизнес-организации (иные организации по Кодексу) и ИП, так и могут. Т.е. не только учреждения образования. Только в Уставе вид деятельности по образованию должен быть основным. Лицензирования и аккредитации проводить не нужно, как и ранее.

Какие внесены изменения (краткий обзор):
П.2 дополнен текстом, что обучающие курсы не направлены на приобретение профессии, повышение квалификации рабочих и служащих (ранее было просто профессий). Т.е. доуточнили. Возможно, потому, что некоторые организации или ИП после проведения программы обучающих курсов выдавали свидетельства с присвоением разряда.
П.3 к формам проведения обучающих курсов добавили вебинары, что хорошо, так как отражает текущий массовый онлайн образовательных мероприятий. При этом сам онлайн официально в Кодексе так и не прописан (есть дистанционное образование). В Положении Вебинар – образовательное мероприятие, проводимое посредством информационно-коммуникационных технологий в режиме реального времени.
П.6 более подробно описаны требования к учебно-программной документации, наличие которой было обязательно и ранее (с 2011 года), но была указана просто как «учебная программа». Сейчас же «Организация образовательного процесса при реализации образовательной программы обучающих курсов осуществляется в соответствии с учебно-программной документацией, перечень, порядок разработки и утверждения которой определен пунктом 8 статьи 260 Кодекса Республики Беларусь об образовании». Это более широкое понятие, чем просто «учебная программа». И требует большего времени и внимания.
П.7 форма организации образовательного процесса осталось учебное занятие, но если ранее его тематика определялась «организаторами образовательного процесса самостоятельно, а также с учетом мнения слушателей», то сейчас «виды .. определяются учебно-программной документацией». Т.е. нужно заранее это прописать в этом методическом документе.
П.11 – уточнили, какая именно форма договора о платных услугах должна обязательно использоваться при проведении обучающих курсов.
П.14 – добавлено, что текущая аттестация может проводиться на усмотрение организации или ИП (ранее просто было указано, что не проводится).
П.15 и это главное изменение: изменилось название документа после обучающих курсов: не СПРАВКА, как было раньше, и такая же справка выдавалась тем, кто не закончил школу или ВУЗ, т.е. "двоечникам"), а стал СЕРТИФИКАТ, что, согласитесь, звучит гораздо более приятней и привычней для нас. Соответственно, и вид его изменится (надо дождаться изменения соответствующего правового документа). В этом изменении вижу положительное.
Напомню также, что с 2018 года «Образовательный процесс при реализации образовательной программы обучающих курсов осуществляют лица, имеющие высшее, среднее специальное, профессионально-техническое образование по профилю, как правило, соответствующему тематике учебного занятия». Т.е. проводить курсы без профильного ОСНОВНОГО образования (не после таких же курсов) нельзя.

Важно также понимать, что если вы обучаете чему-то, что не связано с приобретением профессиональных знаний (иностранные языки, soft skills, рукоделие или творчество для личных целей клиента, курсы личностного роста и развития, финансовая грамотность и другие навыки для успешной жизни, гражданское образование и т.д.) - то уже другая образовательная программа "совершенствование возможностей и способностей личности". Она регулируется еще меньше (даже нет отдельного Положения). Есть только в Кодексе отдельные пункты.

Вообще с 2022 года в Кодексе 16 образовательных программ в системе дополнительного образования взрослых.

15 ОКТЯБРЯ/ 2022
Читайте больше полезных материалов об образовании в Блоге EduExpert

Хотели бы получить больше информации о законодательном регулировании в образовании?
Приглашаем на консультацию в EduExpert:


E-mail: slimolgav@gmail.com
Телефон: +375447610788 (Viber, Telegram, WhatsApp)
САЙТ http://eduexpert.by

Блог EduExpert

Все самое интересное об образовании: события, интервью, опыт, обучение
Подпишитесь, чтобы получать первыми

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Made on
Tilda