ОБУЧЕНИЕ ТЕХ, КТО ОБУЧАЕТ ИЛИ СОЗДАЕТ ОБРАЗОВАНИЕ

В каждом сегменте образования (детском, школьном, высшем, взрослом, инклюзивном) работают специалисты, и все они, с учетом того, как активно сейчас меняется эта сфера, нуждаются в постоянном обновлении своих знаний.

С обучением специалистов образования я сталкивалась и в государственном, и некоммерческом, и в частном секторе. Для каждого учреждения, программы, проекта создавала отдельную учебную программу и презентации уроков. До этого обязательно проводились обсуждения с заказчиком по тем результатам, которые нужно достигнуть в процессе обучения. Конечно, основной упор все просили делать на практику. Поэтому рассказывала все то, что сама делаю каждый день, при этом важно было создать систему для тех, кто обучается. Много давала своих внутренних инструментов, документов, схем и шаблонов. Были и очные, и онлайн синхронные обучения, и запись асинхроных видеокурсов для образовательной платформы.
От государственных организаций были запросы на маркетинг в сфере образования, экспорт образовательных услуг, а также обучение педагогов и методистов практикориентированности учебного процесса и построение эффективной системы продаж для платных услуг в сфере образования.
От некоммерческого сектора был запрос на обучение исследованию потребностей целевых групп, создание системы продвижения и цифровых каналов коммуникаций, созданию успешных коммерческих продуктов в сфере образования.
От частных фрилансеров, предпринимателей, малого бизнеса чаще всего поступали схожие запросы, а также разработка онлайн-курсов как продукта (дополнительного или нового) и создание образовательного бизнеса.
Как отдельные проекты были обучение женщин-предпринимательниц и молодежных стартапов.
Также был опыт организации обучения для членов национальной тренерской команды по инклюзии по заказу международной организации. Тренерская команда была представлена специалистами учреждений/организаций государственного и негосударственного секторов. В мои обязанности входил поиск подходящего тренера, разработка вместе с ним программы тренинга в соотвествиии с заявленной тематикой, подбор методов обучения, проектирование практической части тренинга для отработки навыков и раздаточных материалов.
Что предлагает государство:
В Беларуси основными провайдерами обучения педагогов являются ключевые образовательные учреждения: Академия последипломного образования, Республиканский институт профессионального образования, Республиканский институт высшей школы, Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка, городской и областные институты развития образования. Годовые планы повышения квалификации и переподготовки кадров образования утверждаются на государственном уровне и входят в систему обязательной аттестации педагогических работников.
В тоже время педагогов в сфере образования взрослых (андрогогов) с присвоением соответствующей квалификации в Беларуси стали готовить только с 2021 года в Республиканском институте профессионального образования. Первый набор, в котором мне посчастливилось работать с качестве преподавателя, закончил обучение в 2022 году.
Некоторые учебные заведения также предлагают программы «Менеджмент в образовании».
Частные и некоммерческие проекты для обучения специалистов сферы образования:
Частные и некоммерческие проекты для обучения педагогов востребованным практикоориентированным навыкам (педагогическим, цифровым, психологическим, коммуникативным, продвижения, онлайн-обучения) скорее можно назвать точечными и несистемными (отдельные курсы, программы под конкретные проекты). Среди наиболее успешных примеров можно назвать Школу адукаторов Ассоциации дополнительного образования и просвещения, Центр Гуманной педагогики (команда в РБ), «Со знанием дела» (онлайн-курсы для тренеров и ведущих образовательных мероприятий от Юлии Станкевич),
онлайн-программа «Школа тренерского мастерства» (тренер Виталий Никанович), «Профессиональная подготовка тренера» (Минский центр практической психологии), а также онлайн-курсы для педагогов российской образовательной платформы Skillbox.

Отдельной крупной частной школы для педагогов и менеджеров образования на постоянно действующей основе в Беларуси пока нет.

Опыт российского рынка и подборка бесплатных курсов для педагогов:
В тоже время частные проекты обучения педагогов активно развиваются в России. Наиболее известными примерами являются Школа наставников Сколково, School of education и онлайн-магистратура МРГУ и Skillbox. Совместные онлайн-проекты с ведущими российскими вузами также реализовывает образовательная платформа Нетология и онлайн-проект «Среда обитания».

Skillbox сделал подборку 5 бесплатных курсов для педагогов https://clck.ru/tkMia. Также подборку материалов для учителей и как построить стратегию своего обучения подготовил Яндекс.Учебник https://clck.ru/tkPQM. И создал проект «Учительская» с более чем 20 бесплатными курсами для педагогов с выдачей сертификата - https://clck.ru/u2FBu. Среди преподавателей курсов - ведущие эксперты российского рынка образования.

Бесплатные курсы по активным и интерактивным методам обучения, целеполаганию, ведению проектной деятельности в школе, получению грантов предлагает Инновационный образовательный центр «Мой университет» - https://clck.ru/MeifB. А также Академия развития творчества https://www.art-talant.org/kursy.

Чему важно обучаться педагогам и менеджерам образовательных организаций?
Для педагогов и методистов полезны курсы по созданию индивидуальной образовательной траектории, педагогическому дизайну, проектированию результатов обучения, новым техникам и инструментам организации образовательного процесса (активное, интерактивное, игоровое обучение, вовлечение в коммуникацию и организация дискуссии на занятии, развитие креативного мышления, организация образовательного пространства, эффективные системы оценки и т.д.).
Для педагогов важны курсы по психоэмоциональным и психокорректирующим практикам работы с обучающимися (работа с низкой мотивацией и трудным поведением, СДВГ, конфликты и травля, инклюзия и т.д.).
А также для педагогов важны курсы по softskills (профилактика эмоционального выгорания, эмоциональный интеллект, тайм-менеджмент, эффективная работа в команде и т.д.).
Особенно важно обучение всех участников образовательного процесса цифровым и онлайн инструментам обучения и организации удаленной работы.
Менеджер в образовании – управленец, отвечающий за организацию образовательного процесса и повышение конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. Менеджер формирует программу развития образовательного учреждения, управляет текущими бизнес-процессами и координирует работу педагогического персонала. Он управляет качеством образования и отвечает за внедрение инноваций, повышающих эффективность работы организации.
Поэтому для менеджеров разного уровня в сфере образования важны курсы по всей бизнес-системе организации:
-разработка стратегии и тактических планов по ее реализации с учетом тенденций развития рынка образования, формирование эффективной бизнес-модели;
-менеджмент образовательной организации (система бизнес-процессов, матрица ответственности, оргструктура, проектная деятельность, система постановки и выполнения задач, эффективная внутренняя коммуникация организации, организация системы контроля, удаленное управление командой);
-маркетинг и продажи в образовании (специфика маркетинга и продаж в образовании, маркетинговая часть стратегии организации, эффективные цифровые инструменты и каналы продвижения, маркетинговая воронка продаж, маркетинговые метрики, бесплатные и условно-бесплатные маркетинговые коммуникации, комплексная система продвижения, упаковка коммерчески успешного образовательного продукта, исследования в образовании, постановка системы продаж);
-эффективный рекрутинг и HR-менеджмент в образовании, организация внутренней системы обучения персонала (управление профессиональным развитием коллектива, системы мотивации, привязанные к KPI образовательной организации, онбординг и дистанционная база знаний, подбор учителей – лидеров мнений для учащихся, повышение лояльности, снижение текучки кадров);
-финансовое управление образовательной организацией (бюджетная система управления, эффективное управление оборотными средствами, анализ финансово-экономических показателей, создание центра инвестиций и развития).
Что делает обучение в образовании наиболее эффективным:
1.привлечение практиков (педагогов, менеджеров) к разработке учебных программ и преподаванию на курсах;
2.максимальная практическая ориентация образовательного процесса, проектирование курсов от результата и конкретных практических действий, которые к нему ведут;
3.выездные занятия в реальные образовательные организации (присутствие на занятиях лучших практик, погружение в управление системой организации);
4.возможность получения практических инструментов для дальнейшей работы (чек-листы, инструкции, шаблоны, ссылки на онлайн приложения, сервисы, платформы, которые помогут в работе);
5.анализ обратной связи до и после обучения учащихся или сотрудников образовательной организации.
Как правильно выбирать организацию-исполнителя:
Не менее важно правильно выбирать организацию-исполнителя, которая будет организовывать курс или систему курсов для образовательного учреждения.
1.проанализировать уровень экспертности и опыта в сфере образования;
2.узнать опыт практической работы в самой системе образования;
3.запросить портфолио и отзывы после проведения курсов для образовательных организаций, особенно, корпоративного формата.
22 АВГУСТА/ 2022
Читайте больше полезных материалов об образовании в Блоге EduExpert

Блог EduExpert

Все самое интересное об образовании: события, интервью, опыт, обучение
Подпишитесь, чтобы получать первыми

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Интересны курсы для специалистов образовательных организаций?
Приглашаем на бесплатную консультацию в EduExpert:


E-mail: slimolgav@gmail.com
Телефон: +375447610788 (Viber, Telegram, WhatsApp)
САЙТ http://eduexpert.by
Made on
Tilda