ОБУЧАЕМ, ЧТОБЫ ПОМОГАТЬ

как образовательные мероприятия повышают эффективность и устойчивость некоммерческих проектов?

Для достижения целей социальных проектов некоммерческие организации все чаще используют образовательные мероприятия. Потому что именно образовательные мероприятия дают тот качественный результат, который рассчитан на долгосрочную перспективу. В отличие, например, от прямого разового финансирования социальных групп, которым требуется помощь. С другой стороны, некоммерческие проекты дают возможность получить доступ к бесплатным образовательным мероприятиям для тех групп населения, которые не могут позволить себе коммерческие образовательные продукты, а государство их пока не замечает. Или они не знают, где их получить, а может не осознают пока личную потребность в обучении.
Чаще всего образовательные мероприятия включаются в некоммерческие проекты:
1.социализации и ресоциализации (например, бывших заключенных, групп с асоциальным поведением, людей с ограниченными возможностями, женщин и детей, подвергшихся насилию)
2.расширения возможностей участия в экономической и социальной сферах (например, женщин, молодежи, пожилых, безработных)
3.повышения участия граждан в общественной жизни, развитие активизма, soft skills (для дальнейшего создания местных сообществ, совместной реализации гражданских инициатив)
4.повышения экологической и финансовой грамотности (для устойчивой жизнедеятельности как общества в целом, так и отдельного индивида или семьи)
5.развития компетенций волонтерских организаций, которые бесплатно помогают различным социальным группам
6.подготовки педагогов и мультипликаторов для некоммерческих проектов (специалистов, которые будут распространять навыки и компетенции для обучения целевых аудиторий в других проектах).
По статистике проекты с образовательными мероприятиями чаще получают поддержку и финансирование.
Онлайн-журнал «Нож» опубликовал партнерский материал про то, как шесть социально-значимых образовательных проектов вносят инновации в консервативную сферу школьного образования. Это про социализацию детей-сирот, доступное обучение языку жестов для детей и их родителей, непрерывное образование детей во время наводнений в сезон дождей, когда до стационарных школ добраться невозможно, реинтеграция детей, оказавшихся на улице, через возвращение их в школу и дальнейшее трудоустройство, обучению life skills и т.д. Подробнее читайте здесь https://clck.ru/SbZGC

Примеры успешных белорусских проектов с образовательными мероприятиями:
Для осужденных:
Российский EdTech-холдинг, в который входит Skillbox, а также GeekBrains и Skillfactory, летом 2022 года запустил первый (!) в России проект по ресоциализации бывших заключенных #Жизньпосле. Основная задача проекта – снизить количество повторных преступлений (по статистике их совершает не менее 50% освободившихся) за счет обучения данной категории новым востребованным профессиям. Skillbox выделит 100 грантов на 12 млн рублей, которыми смогут воспользоваться первые участники проекта, чтобы получить новую digital-профессию. Чтобы рассказать об инициативе, команда подготовила документальный фильм. Сюжет основан на жизни четырёх экс-заключённых, которые вышли на свободу в 2021 году. Пройти обучение смогут те, что освободился по УДО в 2021-2022 годах. После 70% курса центр карьеры поможет студентам с поиском работы. Партнеры проекта — "Зонателеком" и ФСИН России.

Данный пример – наверное, один из крупнейших примеров государственно-частного партнёрства в сфере образования для достижения социальных целей. При этом в образовательные партнеры были выбраны не классические государственные учебные заведения, а стремительно набирающие обороты и долю рынка дополнительного профессионального образования онлайн-платформы.

Важно также, что для проекта были выбраны не типичные для низкоконкурентных на рынке труда групп населения профессии (такие как парикмахеры, продавцы, мастера по ремонту и т.д.), а востребованные в будущем цифровые профессии, наименее подверженные социальному исключению в коллективе, так как позволяют работать удаленно и самостоятельно.

В Беларуси схожий цикл поистине уникальных проектов на протяжении нескольких лет реализовывало Представительство немецкой ассоциации народных университетов (DVV international) в партнерстве с Департаментом исполнения наказаний МВД Беларуси и Академией МВД. Для реализации проектов привлекались партнеры из некоммерческих и бизнес-организаций, которые непосредственно реализовывали образовательные мероприятия. В том числе, и мой учебный центр.
Эффективность и устойчивость проекта, несомненно, усиливал тот факт, что обучением были охвачены не только сами осужденные, но и представители пенитенциарной системы – сотрудники исправительных учреждений и Департамента исполнения наказаний (специфике образования взрослых, проектной деятельности, социальному партнерству, международному праву в сфере образования, а также лучшим европейским практикам). Важно также, что для осужденных были разработаны разные образовательные продукты, в зависимости от типа исправительного учреждения, пола и опыта отбывания наказания: от курсов саморазвития и социализации, тренингов по трудоустройству, до краткосрочных программ дополнительного образования взрослых, обучения профессиям с присвоением разряда и даже высшего образования дистанционным способом. Кроме этого, в проекте было место и менторскому обучению осужденных, которые уже прошли обучение и в дальнейшем могли бы их использовать для помощи другим осужденным по принципу «равный обучает равного».
Мы в рамках данных проектов обучали осужденных, находящихся в ИУОТ (учреждениях открытого типа) компьютерной грамотности и основам профессии «мужской парикмахер». Преподаватели отмечали высокую заинтересованность участников курсов в получении практических навыков, заинтересованность в посещении занятий.
Для женщин с асоциальным поведением:
В рамках изучения опыта успешности различных белорусских некоммерческих образовательных проектов мне посчастливилось познакомиться с витебской организацией, которая помогает женщинам с асоциальным поведением ресоциализироваться в обществе (бывшим заключенным, женщин из ЛТП и в сфере секс-бизнеса). Данных женщин обучали востребованным профессиональным навыкам, навыкам самопрезентации, повышению уверенности в себе, правильному написанию резюме, а также оказывали социальную и психологическую поддержку. В процессе проведения глубинных интервью с участниками проекта было получено много благодарностей женщин, которые прошли данные курсы и рассказали, как после этого изменилась их жизнь. Для них было важным, что их заметили, что с ними общаются на равных, они стали менять круг общения, начали волонтерить, некоторые из них после проекта смогли вернуть своих детей (лишенные родительских прав). Образовательные мероприятия дали им понять, что все проблемы решаемые, и главное знать, где и как можно получить поддержку и необходимую информацию.
Для женщин, которые оказались в трудной жизненной ситуации (пострадали от семейного насилия, потеряли источники дохода и т.д):
Таких женщин к нам направляли международные благотворительные и религиозные организации для того, чтобы женщины получили новые профессиональные навыки и смогли обеспечивать свою семью, не терять родительскую опеку над своими детьми.
Для молодых мам:
В рамках совместного проекта с молодежной организацией мы проводили тренинги для молодых мам, которые подверглись дискриминации со стороны своих работодателей после выхода из декретного отпуска. Для таких женщин был организован тренинг по трудоустройству, юридическая и психологическая консультации. А после был организован круглый стол со стейкхолдерами по адвокатированию данной проблемы на государственном и общественном уровнях.
За счет чего образовательные мероприятия повышают эффективность и устойчивость некоммерческих проектов?
Участие в различных некоммерческих проектах, общение с их участниками и сотрудниками организаций (менеджерами и тренерами) дает мне возможность обобщить некоторые рекомендации, как эффективно интегрировать образовательные мероприятия в концепцию проекта.


На уровне участников программ:
1.при отборе участников программ учитывать их изначальную мотивацию и гражданскую позицию. Чтобы они имели личное/внутреннее желание начинать что-то делать и изменять вокруг себя и помогать другим, понимание необходимости данного обучения и желание потом применять эти навыки на практике.
2.мотивацией к посещению может быть, в первую очередь, близость к месту проживания (чтобы не нужно было далеко ездить, особенно, имея различного рода ограничения).
3.должны быть какие-то конкретные практические результаты уже в процессе обучения, заметные самим участникам или в которых они могут принимать непосредственное участие (продумывать это уже на этапе создания и идеи проекта).
4.на начальном этапе важно максимальное распространение информации о мероприятии с подробным описанием, для чего и для кого данная программа и какие планируются результаты.
5.важна также постпроектная коммуникация: чтобы была возможность общаться с тренером и организаторами, на стадии применения знаний и навыков, получать обратную связь и поддержку. В процессе самого проекта дать возможность пообщаться с теми, кто имеет такую же проблему, получить внимание и почувствовать себя человеком, иметь возможность оторваться от обыденности, получить дополнительные навыки и новые знакомства, поменять круг общения.


Чаще всего в работе с уязвимыми группами развиваются социальные компетенции, а важно в равной степени развивать и другие виды (включать в экономическую деятельность и реальную жизнь общества, а также развивать правовую грамотность для изменения своей жизненной ситуации.


На уровне организаций, создающих концепцию проекта:
1.на уровне идеи: понимание того, что «вход» в уязвимые группы с любыми активностями должен быть очень мягкий, тщательно продуманный и с полным понимаем того, что делаешь. В тоже время менеджеры отмечают, что в будущем нужно более тщательно изучать потребности целевых групп при разработке образовательных программ. Очень важно также учитывать специфику аудитории и предлагать те возможности и навыки, которые реальны и необходимы именно для этой аудитории в их повседневной жизни. Иначе полученные знания и навыки они просто не смогут применить практически. А также сконцентрироваться на тех основных навыках, которые для них максимально необходимы для начала изменений в жизни.
2.на уровне подбора тренеров: важно, чтобы тренер был практиком в той области, в которой он передает знания, и успешным примером. Важно тесно общаться менеджерам и тренерам, проводить рабочие встречи и получать обратную связь, а на входе – четко определить уровень и потребности группы. Роль тренера в результативности работы с уязвимыми группами – ключевая.

Именно близкое и доверительное общение и уважительное отношение тренера с представителями уязвимых групп дает наиболее сильный результат. Задача тренера – дать понять, что есть надежда на изменение жизни и понимание, что есть другая жизнь.

3.на уровне отбора участников: необходимо расширять каналы информирования аудиторий проекта, делать более тщательный отбор участников согласно потребностям. Иногда помощь для охвата целевой аудитории оказывают местные администрации и социальные службы через передачу контактов и налаживании первых связей (особенно, если подобные проекты реализуются впервые).
4.на уровне образовательного процесса: основной фокус проекта должен быть в том, чтобы дать как можно больше прикладных навыков и уже в процессе обучения дать начать что-то делать своими руками, получить примеры работ. Основными задачами обучения с уязвимыми группами должны быть изменение отношения к себе, своей жизни и возможность изменить ситуацию вокруг себя.

При необходимости учебный процесс нужно подстраивать под особенности жизни и требования уязвимых групп и не всегда строго исполнять изначальную программу, выдерживать сроки обучения. Важно быть очень гибкими, чтобы сохранить до конца обучения эту аудиторию. А использование каких-то общепринятых научных методов и методик становится не так важно.

5.на уровне коммуникации: менеджеры должны сами активно участвовать в коммуникации с участниками, максимально пытаться создать комфортные и непринужденные условия, «расшевелить» пассивных. После окончания практики важно поддерживать дальнейшую коммуникацию с участниками, чтобы узнавать об изменениях в жизни и оценивать достигнутые результаты.
6.на уровне оценивания: важно использовать не только формальные методы (анкеты), но и неформальные.
7.на уровне общения со стейкхолдерами: очень важна поддержка местных властей, которая добавляет существенную устойчивость проекту.
8.на уровне мотивации: важно уже при создании практики продумать эффективную систему мотивации и удержания участников (документы по окончанию, помощь в открытии собственного дела или первых продаж, финансирование каких-то важных для изменений расходов и т.д.). Важно, чтобы уже в процессе участия в практиках происходили какие-то изменения в жизни, пусть не у всех, и не сразу. И тогда это будет вдохновлять других. В программы обучения важно включать компоненты, которые могли бы мотивировать что-то делать самим после проекта, без помощи и поддержки организаторов.
6 СЕНТЯБРЯ/ 2022
Читайте больше полезных материалов об образовании в Блоге EduExpert

Нужна консультация по эффективному включению образовательных мероприятий в концепцию проекта?
Приглашаем на бесплатную консультацию в EduExpert:


E-mail: slimolgav@gmail.com
Телефон: +375447610788 (Viber, Telegram, WhatsApp)
САЙТ http://eduexpert.by

Блог EduExpert

Все самое интересное об образовании: события, интервью, опыт, обучение
Подпишитесь, чтобы получать первыми

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Made on
Tilda