Онлайн-журнал «Нож» опубликовал партнерский материал про то, как шесть социально-значимых образовательных проектов вносят инновации в консервативную сферу школьного образования. Это про социализацию детей-сирот, доступное обучение языку жестов для детей и их родителей, непрерывное образование детей во время наводнений в сезон дождей, когда до стационарных школ добраться невозможно, реинтеграция детей, оказавшихся на улице, через возвращение их в школу и дальнейшее трудоустройство, обучению life skills и т.д. Подробнее читайте здесь
https://clck.ru/SbZGCПримеры успешных белорусских проектов с образовательными мероприятиями:Для осужденных:Российский EdTech-холдинг, в который входит Skillbox, а также GeekBrains и Skillfactory, летом 2022 года запустил первый (!) в России проект по ресоциализации бывших заключенных #Жизньпосле. Основная задача проекта – снизить количество повторных преступлений (по статистике их совершает не менее 50% освободившихся) за счет обучения данной категории новым востребованным профессиям. Skillbox выделит 100 грантов на 12 млн рублей, которыми смогут воспользоваться первые участники проекта, чтобы получить новую digital-профессию. Чтобы рассказать об инициативе, команда подготовила документальный фильм. Сюжет основан на жизни четырёх экс-заключённых, которые вышли на свободу в 2021 году. Пройти обучение смогут те, что освободился по УДО в 2021-2022 годах. После 70% курса центр карьеры поможет студентам с поиском работы. Партнеры проекта — "Зонателеком" и ФСИН России.
Данный пример – наверное, один из крупнейших примеров государственно-частного партнёрства в сфере образования для достижения социальных целей. При этом в образовательные партнеры были выбраны не классические государственные учебные заведения, а стремительно набирающие обороты и долю рынка дополнительного профессионального образования онлайн-платформы.Важно также, что для проекта были выбраны не типичные для низкоконкурентных на рынке труда групп населения профессии (такие как парикмахеры, продавцы, мастера по ремонту и т.д.), а востребованные в будущем цифровые профессии, наименее подверженные социальному исключению в коллективе, так как позволяют работать удаленно и самостоятельно.
В Беларуси схожий цикл поистине уникальных проектов на протяжении нескольких лет реализовывало Представительство немецкой ассоциации народных университетов (DVV international) в партнерстве с Департаментом исполнения наказаний МВД Беларуси и Академией МВД. Для реализации проектов привлекались партнеры из некоммерческих и бизнес-организаций, которые непосредственно реализовывали образовательные мероприятия. В том числе, и мой учебный центр.
Эффективность и устойчивость проекта, несомненно, усиливал тот факт, что обучением были охвачены не только сами осужденные, но и представители пенитенциарной системы – сотрудники исправительных учреждений и Департамента исполнения наказаний (специфике образования взрослых, проектной деятельности, социальному партнерству, международному праву в сфере образования, а также лучшим европейским практикам). Важно также, что для осужденных были разработаны разные образовательные продукты, в зависимости от типа исправительного учреждения, пола и опыта отбывания наказания: от курсов саморазвития и социализации, тренингов по трудоустройству, до краткосрочных программ дополнительного образования взрослых, обучения профессиям с присвоением разряда и даже высшего образования дистанционным способом. Кроме этого, в проекте было место и менторскому обучению осужденных, которые уже прошли обучение и в дальнейшем могли бы их использовать для помощи другим осужденным по принципу «равный обучает равного».
Мы в рамках данных проектов обучали осужденных, находящихся в ИУОТ (учреждениях открытого типа) компьютерной грамотности и основам профессии «мужской парикмахер». Преподаватели отмечали высокую заинтересованность участников курсов в получении практических навыков, заинтересованность в посещении занятий.
Для женщин с асоциальным поведением:В рамках изучения опыта успешности различных белорусских некоммерческих образовательных проектов мне посчастливилось познакомиться с витебской организацией, которая помогает женщинам с асоциальным поведением ресоциализироваться в обществе (бывшим заключенным, женщин из ЛТП и в сфере секс-бизнеса). Данных женщин обучали востребованным профессиональным навыкам, навыкам самопрезентации, повышению уверенности в себе, правильному написанию резюме, а также оказывали социальную и психологическую поддержку. В процессе проведения глубинных интервью с участниками проекта было получено много благодарностей женщин, которые прошли данные курсы и рассказали, как после этого изменилась их жизнь. Для них было важным, что их заметили, что с ними общаются на равных, они стали менять круг общения, начали волонтерить, некоторые из них после проекта смогли вернуть своих детей (лишенные родительских прав). Образовательные мероприятия дали им понять, что все проблемы решаемые, и главное знать, где и как можно получить поддержку и необходимую информацию.
Для женщин, которые оказались в трудной жизненной ситуации (пострадали от семейного насилия, потеряли источники дохода и т.д):
Таких женщин к нам направляли международные благотворительные и религиозные организации для того, чтобы женщины получили новые профессиональные навыки и смогли обеспечивать свою семью, не терять родительскую опеку над своими детьми.
Для молодых мам:В рамках совместного проекта с молодежной организацией мы проводили тренинги для молодых мам, которые подверглись дискриминации со стороны своих работодателей после выхода из декретного отпуска. Для таких женщин был организован тренинг по трудоустройству, юридическая и психологическая консультации. А после был организован круглый стол со стейкхолдерами по адвокатированию данной проблемы на государственном и общественном уровнях.