ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ:
ОБУЧАЮЩИЕ КУРСЫ

В 2022 году я поняла, что многие частные организации и фрилансеры, реализующие образовательные и обучающие программы, не знают в принципе о том, как законодательно регулируется эта сфера и какие требования есть со стороны государства для реализации данных программ. Это, в том числе, основной запрос и на мои консультации (организация деятельности или приведение в соответствие в рамках законодательства).

Мало того, когда вступили изменения в 2022 году в Кодекс об образовании и вытекающие из него документы, в бизнес-сообществе заговорили о том, что данную сферу начали впервые регулировать (что, мол, и сюда государство добралось), а в СМИ начали брать комментарии у юристов общей практики, которые, к сожалению, не всегда правильно интерпретировали законодательство об образовании. Я тогда тоже давала свои краткие комментарии.

Наиболее популярные программы негосударственного сектора

Для бизнеса наиболее популярными являются следующие образовательные программы (согласно Кодекса об образовании):
-«обучающие курсы» (простым языком говоря - учебные курсы, семинары, тренинги, вебинары профессионального направления)
-«совершенствование возможностей и способностей личности» (soft-skills, языковые, личностного роста, творческих способностей, хобби-курсы и т.д., без привязки к профессиональным знаниям)
-«подготовки, переподготовки, повышения квалификации водителей….» (автошколы) – в этой статье рассматривать не будем.
-«курсы целевого назначения» (обучение сотрудников организаций каким-то специфическим навыкам, для получения разрешительных документов или прохождения аттестации в рамках какой-либо профессии/должности) – также не будем рассматривать в этой статье, так как чаще всего такие курсы или деятельность организации должны быть согласованы с государственными организациями или контролирующими органами. Хотя частных организаций в этой образовательной программе тоже немало, учитывая, что они имеют постоянный и достаточно массовый спрос (пока этому способствует законодательство), в отличие от других программ, которые нужно еще суметь продать клиенту и доказать необходимость покупки.

Открытая информация о рынке

По первым двум программам нет практически никакой общегосударственной статистики даже по платным услугам (количество завершивших данные программы в год и другие подробные данные о рынке). Что касается бесплатных программ некоммерческого сектора, то тут еще меньше информации.

Косвенно можно получить разрозненные данные из статистических отчетов по кадрам некоторых организаций (там есть вопрос, сколько сотрудников прошли обучающие курсы), однако в эти обследования не попадают ИП и микроорганизации, а также такие обследования проводятся выборочным методом. И здесь исключается объем таких услуг населению. Частично можно получить из отчетов по платным услугам населению, но в открытом доступе данных по отдельным образовательным программам нет. И сюда не попадает обучение по таким программам в организациях.
В статистическом сборнике «Образование Республики Беларусь» (последний в открытом доступе за 2019 год), по дополнительному образованию взрослых есть раздел на несколько страниц, но даются цифры только по образовательным программам переподготовки, повышения квалификации и переквалификации руководящих работников и специалистов, рабочих и служащих в рамках организаций.

Таким образом, по наиболее востребованным населением образовательным программам (например, сегмент дополнительного профессионального образования в сфере EdTech среди частных онлайн школ показал наибольший рост в 2022 году в России) информации практически нет. Можно было бы еще хотя бы в общем узнать объем рынка за 2022 год по программе «обучающие курсы» по статистике закупки справок и сертификатов об обучении как бланков строгой отчетности, но А.не все выдавали справки/сертификаты как положено по законодательству Б.эти документы можно выдавать не только по завершении этих программ.
Нормативно-правовая база программы "обучающие курсы"

Если вернуться к теме законодательства, то в этой статье более подробно хотела бы рассказать об образовательной программе «обучающие курсы».


После всех изменений в Кодекс об образовании, вступивших в силу в 2022 году в разное время, эту программу регулируют следующие нормативные документы:

· Кодекс Республики Беларусь об образовании
· Положение об обучающих курсах, утвержденное Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 09.09.2022 N 296
· Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 09.09.2022 N 297 "Об утверждении типовых форм договоров в сфере образования"
· Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 19.08.2022 N 274 "О документах об образовании, приложениях к ним, золотой, серебряной медалях и документах об обучении"
· Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 15.12.2022 N 481 " Положение о дистанционной форме получения образования при реализации образовательных программ дополнительного образования взрослых».

Кроме чисто образовательных документов, нужно использовать в работе:
· Гражданский кодекс Республики Беларусь (в части договорной работы с клиентами)
· Налоговый кодекс Республики Беларусь (в части налогообложения, отражения выручки и затрат)
· Закон о защите прав потребителей (в части взаимоотношений по качеству предоставления услуг).

Разрешение на осуществление образовательной деятельности выдает местный орган исполнительной власти, который производит регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя. Осуществление контроля за обеспечением качества образования в таких организациях также входит в компетенцию местных администраций. В учредительных документах должен быть предусмотрен вид экономической деятельности 85590 «Прочее образование для взрослых и прочее образование, не включенное в другие группировки». Основной документ – свидетельство о государственной регистрации. Данная образовательная программа не лицензируется и не требует аккредитации.

В рамках реализации данной программы при оказании платных услуг необходимо выдавать сертификаты государственного образца и заключать договора по форме Министерства образования. Также требуется разработка учебных программ и их утверждение.

Освоение содержания образовательной программы обучающих курсов не направлено на приобретение профессии, повышение квалификации, переподготовку. Очевидно, что в реальности многие частные центры и онлайн-школы так и делают, но официально это нигде прописать нельзя, иначе будет нарушение.
Основное образование преподавателя (первичное или второе/третье указанного уровня) должно соответствовать тематике курсов. Т.е. просто прохождение таких же обучающих курсов по схожей тематике не подходит.
Учебные занятия при реализации образовательной программы обучающих курсов на платной основе начинаются не позднее чем через три месяца после даты заключения соответствующего договора. Т.е. бесконечно набирать группы и «кормить завтраками» клиентов нельзя.
В работе с договорами также важно учесть все возрастающий потребительский экстремизм, и при этом понимать, что в основном все законодательство на стороне потребителя.
Онлайн-обучение

В новой редакции Кодекса дистанционное образование выделено в отдельную форму наравне с очной, заочной формами и соискательством. Ранее это был один из видов заочной формы обучения. Однако так и нет упоминания «онлайн-обучения». Новое Положение о дистанционной форме получения образования регулирует процесс организации учебного процесса в «онлайне».
Особенно насущным для многих, кто реализует онлайн-обучение и работает с иностранной аудиторией, встает вопрос заключения договоров и приема оплат согласно законодательства. И в этом вопросе позиция Министерства образования не совпадает с той, как ее трактуют юристы общей практики. Прием оплат из-заграницы добавит работы и отчетности по ВЭД и приему валютной выручки (если списание будет производиться в валюте). Но основным остается вопрос по заключению договора. И варианты оферты, присоединения и т.д. тут не подойдут. Как и электронные версии.

Документы об обучении

С 2022 года обязательным документом по итогам образовательной программы «обучающие курсы» является сертификат об обучении (ранее была справка), который выглядит более солидно с потребительской точки зрения. Данный документ относится к документам о обучении, не образования и является документом с определенной степенью защиты. И на этом документе должен быть отражен регистрационный номер.
Учет, выдача, хранение этих документов должны вестись в соответствии с требованиями законодательства (отдельный нормативный документ это регулирует). При этом есть отличия для очной и дистанционной формы обучения.
Основанием для выдачи документа об обучении является решение руководителя. Поэтому необходимо предусмотреть для этого приказ.
С учетом последних изменений в налоговом законодательстве образовательную программу «обучающие курсы» можно осуществлять только в формате юридического лица или ИП.
Возможность быть самозанятым без регистрации и платить профессиональный налог есть только у репетиторов. Так как законодательство интерпретирует их услуги не как образовательные, а консультационные.
Также регистрировать ИП не нужно, если вы обучаете работе на персональном компьютере.
В случае с ИП предусмотрите, сколько сторонних преподавателей вы сможете официально оформить: для занятия предпринимательской деятельностью в качестве ИП гражданин вправе привлекать не более 3 физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам (п. 2 Указа № 285).

Также с 2022 года обучающие курсы запретили называть школами и академиями, «чтобы людей не вводили в заблуждение громкими названиями». В Кодекс об образовании внесли норму, запрещающую использовать в наименованиях юридических лиц, которые не являются учреждениями образования, такие названия, как детский сад, школа, лицей, гимназия, колледж, училище, институт, университет, академия, если иное не установлено законодательными актами.
P.S.
Конечно, в данной статье обозначены только основные моменты законодательного регулирования образовательной программы «обучающие курсы». Данные вопросы я подробно рассматриваю в рамках консультаций, с учетом специфики деятельности организации или проекта.

Главное, что я хотела обратить внимание, что данный сегмент рынка регулируется государством, и регулируется уже давно. И лучше, по моему мнению, стараться вести деятельность в соответствии с законодательством, чтобы работать спокойно, сохранять полученные доходы (а не оплачивать ими штрафы) и не восстанавливать после проверок годы работы (приводить их в соответствие к законодательству). Да, многие могут сказать, что когда еще придет эта проверка. И, может, вообще не придет. Но никто не застрахован от жалоб потребителей, «благодаря» которым как раз проверка деятельности может оказаться неожиданной и реальной.

В следующей статье более подробно остановлюсь на образовательной программе «совершенствование возможностей и способностей личности».
20 АПРЕЛЯ/ 2023
Читайте больше полезных материалов об образовании в Блоге EduExpert

Хотели бы узнать больше о законодательном регулировании?
Приглашаем на бесплатную консультацию в EduExpert:


E-mail: slimolgav@gmail.com
Телефон: +375447610788 (Viber, Telegram, WhatsApp)
САЙТ http://eduexpert.by

Блог EduExpert

Все самое интересное об образовании: события, интервью, опыт, обучение
Подпишитесь, чтобы получать первыми

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Made on
Tilda