ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРОЕКТОВ

В конце 2022-начале 2023 года я проводила исследование белорусских организаций и проектов. Конечно, я ожидала бОльший отклик среди коллег, заинтересованность в результатах исследования, чтобы понимать, что сейчас происходит на рынке и как они себя чувствуют себя в сравнении с другими. Очень благодарна тем, кто все-таки нашел время и помог собрать хотя бы общую информацию.

Последние несколько лет значительно изменили рынок образования Беларуси, причем всех его сегментов. Определенно, по-старому больше не получится. Перспективным он останется только для тех, кто сможет полностью перестроиться (маркетинг и продажи, онлайн, продукты, управление). И нужно обмениваться опытом, проблемами, своим видением, чтобы вместе делать наши образовательные продукты лучше, несмотря ни на что.

Портрет участников опроса

В исследовании приняли участие представители организаций, незарегистрированных инициатив, фрилансеры с ИП, тренеры, а также представители корпоративных учебных центров. Среди организаций – и государственные, и некоммерческие, и частные. А также представители школьного, высшего, дополнительного образования (как детей и молодежи, так и взрослых). Часто участники исследования указывали, что работают одновременно в нескольких сегментах рынка образования. Очевидно, что это тоже одна из тенденций сферы, причины которой могут быть разными: от желания расширять перспективные сегменты до необходимости это делать для восстановления финансового потока организации или личного.
Поэтому удалось получить разнообразный срез по рынку и увидеть разницу в ответах представителей разных сегментов рынка. Пора рассказать о первых результатах, возможно, это поможет всем нам понять, что сейчас происходит и куда лучше направлять свои усилия.
Среди участников опроса преобладают собственники, создатели, руководители образовательных проектов, инициатив, организаций, а также фрилансеры/предприниматели и тренеры/адукаторы.
Половина опрошенных осуществляют деятельность по всей Беларуси и часть из них – еще и зарубежом.

Наиболее многочисленными оказались две «полярные» группы: те, кто только начинает свою деятельность (возраст до 3 лет) и те, кто на рынке уже более 15 лет. «Молодые» организации в основном представлены частными компаниями, в сфере дополнительного образования взрослых и детей/молодежи. А «зрелые» – государственными организациями в сфере основного образования.
Чуть более 80% участников опроса указали, что обучают не более 1 000 человек в год. И бОльшая часть из них – не более 500 человек в год. Чаще всего, это частные организации и инициативы. Цифры выпускников значительно увеличиваются среди государственных организаций, причем во всех сегментах рынка, основного и дополнительного образования.
Перспективы рынка белорусского образования

У участников опроса нет единого мнения о перспективах рынка на ближайшие 2 года. Среди пессимистично настроенных преобладают некоммерческие и частные организации/проекты.
При этом 45% опрошенных планируют в ближайшее время открывать новую организацию/направление/проект. Еще у 20% есть планы, но пока их отложили (в текущей ситуации). 15% анализируют рынок.

Среди наиболее важных трендов развития рынка были названы:
-развитие онлайн-образования и сферы EdTech в целом (цифровизация)
-глобализация образования, выход на международные рынки белорусских организаций, как и проникновение других русскоязычных провайдеров на рынок Беларуси
-повышение доступности образования
-обучение удаленным профессиям
-переход к формату «микрообучение», развитие смешанного обучения
-внедрение наставничества, менторства в обучение
-повышение практикоориентированности обучения
-повышение интереса к профессиональному переобучению со стороны клиентов
-поиск новых форм контакта с целевыми аудиториями для продаж
-увеличение количества фрилансеров, самозанятых среди игроков рынка (экспертов, консультантов и т.д.)

Среди негативных тенденций отмечали:
-неуверенность в завтрашнем дне, выживание, стагнацию рынка, потерю квалифицированных кадров, сокращение финансовых потоков, падение уровня жизни потенциальных потребителей образовательных услуг, повышение контроля со стороны государства, меньше взаимодействия между организациями в последние 2 года («хочется верить, что стремление к взаимодействию будет нарастать, а площадки для этого будут появляться»).
Основные проблемы белорусских образовательных организаций и проектов

55% опрошенных указали, что в их организациях/проектах сейчас существуют серьезные проблемы, которые мешают развитию и устойчивости. Среди пессимистично настроенных преобладают некоммерческие и частные организации/проекты. Еще 42% указали, что проблемы есть, но они решаемые. Итого практически все опрошенные указали на наличие проблем в своей деятельности.

С чем связаны эти проблемы*?
Нет эффективной системы маркетинга, рекламы и продаж, Не знаем как создавать успешные продукты и услуги, как генерировать маркетинговые идеи, Не знаем, как настроить постоянный поток клиентов– 78,8%
Уменьшение вариантов финансирования деятельности, Нет финансовых средств для развития, не знаем, где искать финансирование, Не хватает знаний по финансовому анализу и планированию – 72,7%
Ограничения законодательства (вопросы регистрации юрлица, лицензирования, документооборота, налогов, принятия платежей и т.д.), трудно планировать деятельность организации, т.к. присутствует неопределённость и законодательство (в сфере образования и предпринимательства) часто меняется – 54,5%
Нет необходимых компетенций и навыков у сотрудников, Нет сплоченной команды – 39,4%
Нет четкого понимания стратегии развития, целей, которых хотим достичь, Боязнь начинать что-то новое, неуверенность в своих знаниях и опыте – 36,3%.
*можно было дать несколько вариантов ответа

Таким образом, именно навыки маркетинга, продаж и финансового планирования и анализа являются наиболее важными проблемами для развития образовательных организаций и проектов. В своем блоге я также рассказала о специфике маркетинга в образовании и дала практические рекомендации по построению системы маркетинга в организации.
В итоге продажи и привлечение новых клиентов – назвали самой важной проблемой более 36% опрошенных. Еще 15,2% опрошенных назвали главной проблемой Рост прибыли и повышение среднего чека.
Переход от формата самозанятости к бизнесу с командой и выстроенными процессами – это также важная проблема для участников опроса.
Представители некоммерческих организаций указывали основной проблемой серьезные изменения условий их работы, ограничения деятельности, поиска финансирования, монополизацию рынка образования государством, неблагоприятные рамочные условия.

Действия и компетенции, необходимые для успешной и стабильной деятельности

Среди ближайших действий, которые по мнению участников опроса необходимы для успешной и стабильной деятельности, были названы:
- Адаптация к неблагоприятным рамочным условиям, видение перспективного развития на ближайшую перспективу с учетом новых вызовов, Изменения условий деятельности организации, в т.ч. правового поля, Работающая бизнес-стратегия с учетом сложившейся ситуации, системность, Стабильность и предсказуемость на рынке и в государстве, понятный горизонт планирования, стабильные и работающие правовые условия и их применение;
- Полная информация по рынку образовательных организаций и услуг, про потребности целевых групп, Компетентность сотрудников по вопросам маркетинга образовательных услуг, Поиск новых продуктов и решений, Продажи и привлечение новых клиентов, Реклама, Маркетинговая стратегия;
- Консультации и помощь в юридических и организационных вопросах, Финансирование, Финансирование масштабрирования, Знания в управлении расходами и прибылью;
- Создание хорошей команды, новые знания и опыт, Инструкции для сотрудников, Новые компетенции сотрудников.

Также в рамках исследования был задан вопрос о том, каких компетенций на данный момент особенно не хватает сотрудникам образовательных организаций и проектов.
-На первом месте снова же оказались компетенции в сфере маркетинга и продвижения:
Продвижение (интернет-маркетинг, контент-маркетинг, PR и т.д.), Маркетинг (анализ рынка, целевой аудитории, позиционирование, продуктовая линейка, упаковка продуктов и услуг и т.д.), Исследования рынка и клиентов, Эффективные продажи.
-На втором месте оказались компетенции, которые связаны с управлением и стратегическим менеджментом:
Стратегия и планы развития, Построение бизнес-системы, Эффективный менеджмент в образовании, Автоматизация управления и бизнес-процессов, Разработка системы контроля качества, Руководство образовательными проектами.
На третьем месте оказались компетенции, связанные с разработкой онлайн-курсов:
Продюсирование образовательных продуктов (в том числе, разработка онлайн-курсов), Педагогический дизайн/Методология образовательных продуктов, Создание онлайн-курсов (полный цикл работ).
-На четвертом месте оказались компетенции, связанные с управлением финансовыми потоками:
Контроль и управление финансами, планирование средств на основные расходы, фандрайзинг, подготовка проектных заявок.
-На пятом месте оказались компетенции, связанные с подбором и обучением кадров и управлением персоналом:
Подготовка тренеров, адукаторов, фасилитаторов, модераторов, Softskills (тайм-менеджмент, работа в команде, эффективные коммуникации, креативное мышление и т.д.), Создание презентаций, визуализация, инфографика.
Онлайн-обучение

Одним из наиболее важных вопросов развития для большинства участников опроса (почти 88%) является экспорт образовательных услуг (т.е. возможность работать вне Беларуси). И это логичное желание: емкость и объем рынка образования в Беларуси очень небольшие, а в последние годы стали еще меньше. Последние результаты обследования домашних хозяйств в 2023 году (проводит Национальный статистический комитет) показали, что на образование белорусы тратят меньше всего денег из общего бюджета и гораздо больше на алкоголь и сигареты (в 5 раз больше).
И, конечно же, основным инструментом, который им позволит это сделать, будет организация онлайн-обучения. В связи с этим будут востребованы навыки запуска и управления онлайн-школами, специфики онлайн-преподавания и продаж на международных рынках. C начала 2021 года 18 млн россиян прошли платные и бесплатные онлайн-курсы. При этом на дистанционное обучение люди потратили больше, чем на офлайн-образование (впервые был установлен такой факт!). Только за один год на онлайн-курсы было потрачено 226 млрд рублей. Эти цифры говорят сами за себя — люди видят смысл в онлайн-образовании и готовы тратить деньги на то, чтобы прокачивать свои знания и навыки, не выходя из дома.
Я вижу по белорусским вакансиям, что многие чисто оффлайн центры (в самых разных профессиональных сферах) с 2022 года начинают искать руководителей онлайн-направлений, в задачи которых войдет и создание этого направления с нуля.
Данный вопрос волнует представителей всех видов организаций (формы собственности, возраста, объема выпускников).
При этом почти 90% опрошенных имели опыт организации онлайн-обучения на момент участия в исследовании.
Почти 75% опрошенных оценили свой опыт организации и результаты онлайн-образования на оценки 6 и 7 по 10-балльной шкале. Средний балл по всей выборке составил 6,85 баллов.
Почти все опрошенные готовы и далее развивать онлайн-направление. Однако для части из них недостаточно имеющихся ресурсов:
45,4% опрошенных отметили, что доля онлайн-обучения в их организации/проекте составляет не более 20%. А 33,4% - от 40% до 80%.
Если сравнивать эти цифры с данными исследования 2020 года, которое проводили DVV international совместно с Ассоциацией дополнительного образования и просвещения, то они значительно возросли. Тогда 49% опрошенных указали, что вообще не имели опыта организации онлайн-образования, а 38,8% - имели долю до 20%. Таким образом, всего за 2 года ситуация существенным образом изменилась, что вселяет большие надежды и оптимизм в дальнейшее развитие онлайн-рынка в Беларуси и повышение доли экспорта таких услуг.
Для 97% опрошенных интересна тема EdTech, мероприятия и новости по этой теме (внедрение в образование технологий и инноваций).

Центры карьеры и профориентации

Для чуть более 60% опрошенных актуально (в разной степени важности) развитие Центра профориентации и карьеры. Это говорит о том, что в текущей ситуации «борьбы за потребителя» важнее предоставлять итоговый результат обучения, а не просто процесс обучения. В первую очередь за ним приходят в сфере дополнительного образования взрослых и молодежи. Данное направление очень активно развивается в сфере онлайн-обучения, чтобы обеспечить дополнительные гарантии качества услуги. Но вообще, конечно, в любом проекте, организации, которые работают в сфере профессионального обучения, это направление должно развиваться параллельно с основным (обучающим). Я писала об этом в своем блоге и давала практические советы по реализации.
Профессиональное сообщество

У опрошенных нет единого мнения, какая организация или проект является лидером на белорусском рынке образования. Некоторые ответили, что не знают таких в принципе. Некоторые участники опроса отвечали, что такие проекты-лидеры были ранее в Беларуси (до 2022 года), но сейчас их нет и называть некого.
Среди некоммерческих проектов чаще всего называли ECLAB, Летучий университет, Офис Европейской экспертизы и коммуникации, DVV international, Программы IBB, Учитель для Беларуси, Университет Золотого Века. Многие из них на данный момент уже не работают в Беларуси.
Среди коммерческих проектов чаще других называли Academ.by, ЗиС, Лидер, Новое завтра, курсы IT-профессий.
Еще меньше известны для участников коллективные игроки рынка.
Наиболее известные для участников опроса:
Ассоциация дополнительного образования и просвещения (АДОиП) – лидер в упоминаниях
Образование для будущего
Ассоциация в интересах устойчивого развития.
Как и в случае с лидерами рынка, упоминалось, что многие из них сейчас не работают.

Достаточно востребованы среди участников опроса профессиональные мероприятия и активности. Особенно востребованы мероприятия, способствующие нетворкингу, обмену опытом, а также массовые тематические фестивали, форумы, профильные конференции (по сегментам рынка).
Данные тенденции взаимодействия, налаживания тесного сотрудничества и партнерства с целью развития неформального образования мы отмечали еще с 2014 года, когда проводили опрос участников Фестиваля неформального образования. Одной из целей такого сотрудничества является формирование единого сильного рынка и адвокатирование законодательных интересов его игроков для дальнейших изменений и признания со стороны государства.
10 АПРЕЛЯ/ 2023
Читайте больше полезных материалов об образовании в Блоге EduExpert

Хотели бы обсудить результаты исследования или добавить свое мнение?
Приглашаем на бесплатную консультацию в EduExpert:


E-mail: slimolgav@gmail.com
Телефон: +375447610788 (Viber, Telegram, WhatsApp)
САЙТ http://eduexpert.by

Блог EduExpert

Все самое интересное об образовании: события, интервью, опыт, обучение
Подпишитесь, чтобы получать первыми

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Made on
Tilda